X Страница загружается...

Подождите
Улан-Удэ.рф Официальный сайт органов местного самоуправления Улан-Удэ.рф Интернет-приемная Карта сайта RSS-лента

У нас сейчас:

17:27

-15..-17 °C


Рекомендуемые ссылки

БЮДЖЕТ, ОРИЕНТИРОВАНННЫЙ НА УСПЕХ

Дата последнего изменения: 19 Февраля 2010 г.
БЮДЖЕТ, ОРИЕНТИРОВАНННЫЙ НА УСПЕХ

   А.Д. АЮШЕЕВ – заместитель мэра – председатель Комитета по финансам Администрации г.Улан-Удэ.
   По итогам прошлого года Александр Дариевич стал победителем Всероссийского конкурса «Лучший муниципальный служащий».
   - Александр Дариевич, как исполнен бюджет города за 2009 год?
  - В 2009 году в бюджет города поступило доходов в сумме 5 млрд. 640 млн.рублей, или 101,5 процента к плану, собственных - 2 млрд. 965 млн.руб., что составляет 103 процента к плану, межбюджетных трансфертов – 2 млрд. 675 млн.руб. - 99,8 процента к плану.
Расходы городского бюджета в  прошлом году составили 5 млрд. 754 млн.рублей. Бюджет по расходам исполнен на 98 процентов к плану. Дефицит бюджета – 114 млн.рублей. То есть, в целом показатели исполнения бюджета города по доходам и расходам за 2009 год можно сказать неплохие.
   - Повлиял ли кризис на показатели бюджета города?
   - Повлиял и,  надо сказать, достаточно сильно. Снижение объема налоговых доходов бюджета стало одним из результатов кризисных явлений. В ноябре 2008-го городской Совет депутатов утвердил бюджет города на 2009 год. Но в связи с кризисными явлениями он подвергся корректировке. В результате, если сравнивать утвержденное в ноябре 2008 года решение о бюджете и его последнюю редакцию от декабря 2009-го, то за прошедший год план по налоговым доходам бюджета снизился на 150 млн.рублей, или на 6 процентов. В то же время, уменьшение объема налоговых поступлений мы смогли компенсировать увеличением неналоговых доходов. В итоге, общий объем собственных доходов бюджета сохранен на уровне показателей утвержденного бюджета.
   - Вы сказали, что наибольшее влияние кризис оказал на поступление налоговых доходов. Каких именно?
   - В первую очередь,  налог на доходы физических лиц - один из самых важных источников доходов бюджета: на его долю приходится порядка 70 процентов от всех налоговых доходов. Если изначально в 2009 году планировалось поступление налога в сумме 1972,4 млн.рублей, то  фактическое его поступление  составило 1712,9 млн.рублей, что  на 259,5 миллиона меньше.
С другой стороны, если сравнивать с показателями 2008 года, то по итогам 2009-го все же наблюдается рост поступлений НДФЛ. Так что, говоря о влиянии кризиса на поступление доходов в бюджет города, необходимо понимать, что речь идет в первую очередь о снижении темпов роста поступлений. Так, если в 2009 году прогнозировался рост более чем на 20 процентов по отношению к 2008-му, то фактически рост составил 6.
   - Какова ситуация с другими налогами? И, если можно, поподробнее о земельном налоге.
   - В прошедшем году наблюдался рост поступлений по земельному налогу. В бюджет города поступило 437,5 млн.рублей, что на 118 миллионов больше, чем в 2008 году. Таким образом, в  прошлом году продолжилась тенденция роста поступлений земельного налога, связанная с увеличением с 1 января 2008 года кадастровой стоимости земли.
   Интерес к теме земельного налога понятен. В недавнем интервью министр имущественных и земельных отношений  нашей республики М.А.  Магомедова дала оценку показателям поступления земельного налога в бюджет города. В частности,  было указано, что расчетная сумма поступлений земельного налога в городской бюджет составляет 1,2 млрд.рублей, а также то, что в бюджет города запланировано поступление лишь 300 млн.рублей.
   - Вы согласны с данной оценкой?
   - Мне, думается, что при объявлении  расчетной суммы поступлений земельного налога в объеме 1,2 млрд.рублей, которая должна поступать в городской бюджет, не было принято во внимание, что значительная часть земельных участков передана в аренду и по ним налог не начисляется, а также то, что отдельным категориям плательщиков предоставляются льготы по уплате земельного налога. В интервью говорится о том, что  поступление в бюджет города запланировано только 300 млн.руб.лей. Однако планируемая сумма поступлений на 2010 год составляет 390,6 млн.руб., что на 30 процентов больше указанной суммы. Кроме того, в бюджет города поступают арендные платежи за землю, а также плата за фактическое пользование землей без правоустанавливающих документов. По итогам 2009 года совокупные платежи за использование городских земель (земельный налог, аренда земли) составили около 600 млн.рублей.
Таким образом, информация в части земельного налога не в полной мере соответствует действительности. Тем не менее, я согласен с  министром  в том, что резервы для увеличения поступлений земельного налога в бюджет города есть, а Администрация города приложит все усилия для того, чтобы обеспечить максимально возможный объем поступлений по земельному налогу.
   - Как в условиях нехватки доходов финансировались расходы бюджета?
     - Как я уже отмечал ранее, плановые показатели расходов бюджета выполнены практически по всем направлениям. Исполнение плана по расходам в целом составило 98 процентов. Конечно, учитывая сложившиеся условия при финансировании расходов мы исходили из реальных возможностей бюджета – объема доходов и степени приоритетности тех или иных видов расходов. Наибольшее внимание было уделено финансированию так называемых защищенных статей расходов – заработной платы бюджетников, коммунальных платежей.
   Доля расходов на финансирование отраслей социальной сферы составила 51 процент в общем объеме расходов городского бюджета. В то же время, достаточно большой объем расходов бюджета (около 20%) был направлен на осуществление капитальных вложений – на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов социальной и транспортной инфраструктуры.
   - Можно подробней о капитальных расходах городского бюджета?
    - В прошлом году на территории города был введен целый ряд социальных объектов. Кроме того, продолжилось начатое ранее строительство по наиболее значимым объектам. К примеру, в 2009 году был введен в эксплуатацию пристрой к Больнице скорой медицинской помощи. Строительство продолжалось практически три года, а его финансирование в сумме 370 млн.рублей в полном объеме взял на себя городской бюджет.
   На принципах софинансирования местного и республиканского бюджетов были профинансированы и введены в строй такие объекты,  как спортивный центр в 18 квартале, детский сад в п. Аэропорт и другие. Значительный объем средств – более 700 млн.рублей из всех уровней бюджета был направлен на строительство, реконструкцию, ремонт дорог, а также внутридворовых территорий.
   - Почему по итогам 2009 года бюджет был исполнен с дефицитом?
     - В 2009 году расходы бюджета превысили объем доходов на 114 млн.рублей. Такая ситуация объясняется недостаточностью собственных доходных источников для решения вопросов местного значения, а также необходимостью решения некоторых вопросов, возникавших в ходе исполнения бюджета. Так, в прошлом году на территории города прошел ряд важных мероприятий общероссийского значения, в частности, Байкальский экономический форум. На подготовку города к проведению форума, в том числе на благоустройство, ремонт улиц и дорог, были затрачены значительные финансовые ресурсы. Кроме того, в течение прошлого года перед Администрацией города стояли задачи обеспечения софинансирования федеральных и республиканских целевых программ. Хотя на все это изначально в бюджете города средств не было предусмотрено. Часть  вопросов решалась путем пересмотра расходной части бюджета, часть – путем привлечения кредитных ресурсов.
   - Привлечение кредитов увеличивает муниципальный долг. Какова ситуация с долгом города?
   - Объем долга на 1 января 2010 года составил 1,7 млрд.рублей и соответствует требованиям Бюджетного кодекса. Несмотря на это, нас очень беспокоит само наличие большого объема долговых обязательств,  в связи с чем  нами была принята программа сокращения муниципального долга. В 2009 году на реализацию программы было направлено 20,6 млн.рублей, тем самым, мы сделали пока не очень значительные, но реальные шаги по уменьшению объемов муниципального долга. В 2010 году на реализацию программы снижения муниципального долга запланировано уже 45,2 млн.рублей.
- Расскажите о принятом бюджете на 2010 год.
- По сравнению с 2009 годом плановый объем собственных доходов городского бюджета в 2010-м снижен на 8 процентов и составил 2,7 млрд.рублей. При этом объем налоговых доходов в целом останется на уровне 2009 года, снижение в основном происходит из-за уменьшения поступлений неналоговых доходов. В связи с уменьшением доходов бюджета по сравнению с прошлым годом, а также с принятием бездефицитного бюджета значительно снизился объем расходов бюджета.
   В этой ситуации мы не можем отходить от принципов ранжирования расходов по их приоритетности. Как и в прошлые годы, на первом месте по значимости расходы, связанные с выполнением социальных обязательств – выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы, обеспечением бюджетных учреждений медикаментами, питанием, оплатой коммунальных услуг. Также, учитывая празднование в этом году 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, в приоритетном порядке в бюджете города предусмотрены ассигнования на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов ВОВ, а также на ремонт жилья ветеранов. Все прочие расходы будут финансироваться только после выполнения первоочередных задач.
    - По какой причине принят бездефицитный бюджет?
   - В первую очередь это связано с необходимостью обеспечения выполнения социальных обязательств бюджета. Принимая бюджет, мы должны были минимизировать риск невыполнения этих обязательств. Когда бюджет сбалансирован по доходам и расходам, он более устойчив, более управляем и более прогнозируемы возможные изменения. Кроме того, одним из главных факторов в пользу принятия бездефицитного бюджета стало наличие большого объема муниципального долга и расходов на его обслуживание.    Руководством города принято принципиальное решение – не наращивать объемы долга, снижать процентные расходы, а, в конечном счете, работать в направлении сокращения долга. Все эти задачи невозможно решить при дефицитном бюджете.
Понятно, что при нашем уровне доходов у бездефицитного бюджета есть и существенный недостаток – учтены не все потребные расходы. К сожалению, экономить приходится практически на всем, что не подпадает под понятие первоочередных расходов. Увы, а это капитальный и текущий ремонт бюджетных учреждений, строительство и реконструкция объектов, муниципальные программы, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт. Конечно, такая ситуация не является нормальной. Но в сегодняшних условиях главное – обеспечить безусловное выполнение принятых социальных обязательств и не допустить сбоев в их финансировании. В случае поступления дополнительных доходов и возможного увеличения межбюджетных трансфертов мы обязательно будем возвращаться к тем вопросам, решение которых откладывалось по причине отсутствия средств.
   - Что удалось сделать Комитету по финансам в прошедшем году, какие стоят задачи на 2010-й?
- Говоря о достижениях города в сфере финансов, хотелось бы отметить результаты участия в конкурсе реформирования муниципальных финансов, проводившегося Правительством РБ. По итогам конкурса городом получено 10,8 млн.рублей на выполнение мероприятий по реформированию муниципальных финансов. В 2009 году основной объем средств был использован на выполнение работ по внедрению автоматизированной системы «Бюджетирование, ориентированное на результат».
В ноябре 2009-го в г. Москве под эгидой Министерства регионального развития России был проведен конкурс муниципальных образований. Победа в нем  оценивается как высшая оценка работы муниципалитетов. Специальным дипломом конкурса за передовые практики муниципального управления была отмечена и работа Комитета по финансам г. Улан-Удэ в направлении автоматизации бюджетного процесса, а также перехода на принципы бюджетирования, ориентированного на результат.
   Переход на принципы бюджетирования, ориентированного на результат, позволит нам повысить эффективность бюджетных расходов, перейти от управления затратами к управлению результатами. При планировании бюджета первоочередное внимание будет уделяться финансовому обеспечению предоставления муниципальных услуг, выполнения муниципальных заданий, а не просто содержанию учреждений города.
   Также среди задач Комитета по финансам выделю наиболее важные: укрепление доходной базы города, выполнение социальных обязательств, преодоление последствий кризиса, снижение муниципального долга и усиление финансового контроля. Все наши усилия будут направлены на выполнение этих задач, и, полагаю, мы с ними справимся.

Наталья Ковальчук.

СКАЧАТЬ В PDF ФОРМАТЕ

Возврат к списку

За неделю эту страницу загрузили 2 раза.
За последние сутки эту страницу загрузили 1 раз.
Увидели ошибку?
Выделите слово или предложение, содержащее ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.

Информация


Ссылки

© Web-разработка и техническое сопровождение: Управление информатизации и информационных ресурсов Администрации г.Улан-Удэ
Оптимальное разрешение для просмотра не менее 1280x1024.
Рекомендуется использовать браузеры Microsoft IE 7.0+, Mozilla Firefox 3.0+, Opera 9.0+, Google Chrome, Safari 3+.
Бесплатные средства просмотра документов: Word, Excel
Группа редакторов текущего раздела:
Управление информатизации и информационных ресурсов Администрации г. Улан-Удэ