X Страница загружается...

Подождите
Улан-Удэ.рф Официальный сайт органов местного самоуправления Улан-Удэ.рф Интернет-приемная Карта сайта RSS-лента

У нас сейчас:

16:50

5..7 °C


Рекомендуемые ссылки

ТЕКСТ ДОКЛАДА МЭРА Г.А.АЙДАЕВА НА ИТОГОВОМ СОВЕЩАНИИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА

Дата последнего изменения: 22 Марта 2010 г.
ТЕКСТ ДОКЛАДА МЭРА Г.А.АЙДАЕВА НА ИТОГОВОМ СОВЕЩАНИИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА

   Уважаемые участники совещания!
   Сегодня мы проводим очередную встречу, чтобы подвести итоги за минувший год и определить задачи на предстоящий.
    2009 год был не только годом серьезных испытаний, но и годом проведения достаточно серьезных мероприятий. Прошедшим летом Улан-Удэ встречал президента России Дмитрия Медведева, участников четырех Байкальских форумов, но думаю, что главным событием 2009 года для нашего города и, наверное, для всей страны стало преодоление экономического кризиса.
    Сегодня можно с уверенностью сказать, что самый сложный период кризиса мы прошли и прошли его без ощутимых потерь.
    По итогам прошлого года индекс промышленного производства составил 101%. Рост производства, прежде всего, получен за счет предприятий обрабатывающей промышленности (116 процентов). Их доля в объеме отгруженных товаров составила 54%, всего же предприятиями города было отгружено товаров и выполнено работ на сумму более 42 млрд. рублей с темпом роста 119%.
    Несмотря на то, что кредитная политика банков ужесточилась, и были сокращены объёмы заимствований, оборот наших предприятий по итогам года вырос на 6 процентов и достиг 55 млрд. рублей. Для большинства наших крупных и средних предприятий, а это 77%, финансовый год был завершен с прибылью, которая составила 5 млрд. рублей.
    В прошлом году нам удалось достичь заданных параметров уровня жизни и доходов населения. Среднемесячная заработная плата в номинальном выражении выросла на 11% и составила 18673 рубля. В целом реальные денежные доходы населения увеличились на 12,1 процента, и достигли 21,9 тысяч рублей, что обеспечило, в том числе и положительную динамику показателей потребительского рынка. Так, товарооборот розничной торговли в 2009 году достиг 53,9 млрд. рублей, что в фактических ценах на 0,3 процента больше чем в 2008 году. Оборот общественного питания возрос на 4 процента и составил 3,4 млрд. руб.
    В прошлом году в городе родилось 6013 улан-удэнцев, на 6 процентов больше чем 2008 году. Число родившихся превысило число умерших на 1597 человек. Миграционный прирост составил 2231 человек.
    Всего по итогам 2009 года численность населения Улан-Удэ увеличилась на 3828 человек. Несомненно, устойчивый демографический рост, наблюдаемый в Улан-Удэ в последние годы, это результат успешной демографической политики проводимой государством. Но сегодня Президентом России ставятся перед нами новые задачи, отвечающие современным вызовам и переменам.
    В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Дмитрий Анатольевич Медведев обнародовал принципы новой политической стратегии России - это всесторонняя модернизация. Модернизация не одной отрасли или сферы, а именно модернизация всего общества, экономики, политики, инфраструктуры и социальной сферы на долгосрочный период.
    Необходимость перемен стала особенно очевидной именно в период экономического кризиса.
    Конечно, в силу специфики экономики города и республики последствия экономического кризиса сказались не столь сильно как, например в ресурсно-ориентированных регионах и моногородах.   Однако мы  также в полной мере испытывали на себе негативное воздействие кризиса. Не скрою, пришлось принимать непопулярные меры - были сокращены инвестиционные программы, приостановлены некоторые проекты капитального характера.
Кризис заставил нас вспомнить такое слово, как «безработица». Однако должен сказать, что массовых высвобождений, какие были в других городах, нам удалось избежать. В течение прошлого года в службу занятости населения обратились 2272 человека из числа высвобожденных работников. При этом в свою очередь нами за прошлый год на территории города было создано 3350 постоянных рабочих мест. Это позволило удержать регистрируемую безработицу на уровне 2,1%.
    По итогам 2009 года был отмечен рост индекса промышленного производства, однако динамика обеспечена в основном за счёт увеличения объемов производства Улан-Удэнского авиационного завода.
    К сожалению, ряд других крупных предприятий города снизили выпуск своей продукции в среднем на 30-40%. Основная причина - это снижение объемов заказа. Сегодняшняя ситуация наглядно показывает, насколько предприятия реального сектора экономики города остаются неэффективными.
    В начале прошлого года мы провели ряд встреч с представителями промышленных предприятий города, Союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты для выработки совместных действий по смягчению кризисных явлений и развития кооперации. Нами были озвучены предложения о размещении дополнительных заказов, в том числе муниципальных, на предприятиях нашего города. Но узость номенклатуры производства и невозможность изменения технологического процесса не позволяют нашим предприятиям перейти на другую продукцию, что лишний раз доказывает необходимость структурной перестройки промышленности города и перехода на инновационное развитие.
    И здесь я полностью поддерживаю инициативу Президента Республики Вячеслава Владимировича о создании отдельной структуры по развитию инноваций. Это именно то, что сейчас нужно, чтобы стронуть проблему с мертвой точки.
    В декабре прошлого года мы провели «Первую городскую инновационную выставку «Ярмарка изобретений», где были представлены более 100 изобретений ученых и предприятий города.    Большинство идей представленных на ярмарке были более чем перспективные, в их числе и проект, который мы сейчас совместно с авторами реализуем на одном из предприятий жилищно-коммунального хозяйства города это - «Плазменная модульная технология комплексной переработки углей».
    Однако ярмарка показала, что при наличии достаточного числа перспективных проектов, на них практически нет спроса. Сейчас ученые работают без конкретного заказчика. От них никто ничего не требует, в итоге некому и оценить, насколько необходимы те или иные разработки.
    Нам надо было ещё вчера создавать постоянно действующие площадки, где серьезными экспертами проводился бы первичный отбор предлагаемых учеными технологий, выявляя наиболее интересные проекты. Создавать по настоящему действенную систему, позволяющей ценной идее дойти до конечного потребителя. В прошлом году мы приступили к реализации республиканского закона «О зонах экономического благоприятствования в Республике Бурятия».
    По существу закон являет собой механизм по формированию благоприятного инвестиционного климата на территории города. С одной стороны, он позволяет организациям и предпринимателям получить налоговые преференции. С другой, создает комфортные условия для реализации инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства.
    На сегодня две наши заявки на создание зоны промышленно-производственного типа в районе Спиртзаводской трассы и туристко-рекреационного типа, это Верхняя Березовка, прошли конкурсный отбор, и мы начали реализацию данных проектов. В промышленно-производственной зоне мы планируем размещение предприятий по производству фотоэлектрических элементов, лесопереработке и производству строительных материалов.
    Думается, что остальные наши предприятия оценят те экономические стимулы, которые предлагаются в рамках Зоны и разместят свои производства, в том числе и новые.
    Как вы знаете, Президент России, обращаясь к бизнесу, сказал, что долг всех крупных частных компаний – внести свой серьёзный вклад в формирование современной модели экономики России, экономического роста России.
    Мы надеемся, что и наши крупные предприятия, также не останутся в стороне и примут в этом самое активное участие. Необходимо определиться с прорывными проектами по созданию профильных для вашего бизнеса технологий и что крайне важно, предусмотреть участие малого и среднего бизнеса в реализации этих проектов. У нас сейчас, к сожалению, наблюдается значительная обособленность больших и малых предприятий. А между тем, во всех странах с рыночной экономикой каждая крупная производственная компания сотрудничает с десятками и даже сотнями мелких предприятий.
   Вот скажем, почему бы, например, Авиазаводу или ЛВРЗ не размещать заказы на изготовление узловых деталей на малых предприятиях, которые могут действовать на территории Зоны экономического благоприятствования промышленно-производственного типа. Это позволило бы существенно снизить производственные издержки, в том числе и за счёт предоставляемых республикой и городом льгот.
   Ещё один момент, который затронул Дмитрий Медведев в своём Послании, это ветхость инфраструктуры.
   Сегодня у нас износ инженерной инфраструктуры в среднем составляет по тепловым сетям более 66%, по котельным более 50%, по электросетям 64%.
   Сохраняющийся высокий износ основных фондов отрасли приводит к росту потерь коммунальных ресурсов, так потери воды составляют 19%, тепловой энергии – 16,5%, а это деньги наших горожан.
В прошлом году финансовые расходы на сферу ЖКХ составили 1,5 млрд. рублей или 26% всего бюджета. Проведены ремонтные работы сетей на сумму 238,4 млн. рублей. Однако выделенных средств недостаточно, чтобы в корне изменить ситуацию.
   Только за прошлый год количество отключений в системах отопления и горячего водоснабжения возросло в 1,3 раза, в системах электроснабжения в 2,3 раза. Аварии в основном вызваны недоремонтом инженерной инфраструктуры вследствие недостаточного финансирования.
   Считаю решение данной проблемы должно стать первоочередной задачей коммунальных служб города. Необходимо в разы увеличить финансирование развития и модернизации инфраструктуры.
   Несмотря на то, что бюджет города испытывает серьёзные трудности, я всё же вынужден требовать увеличение затрат. Мы обязаны профинансировать в текущем году муниципальные целевые программы «Воспроизводство объектов теплоснабжения» (на 2010 год) и «Воспроизводство объектов водоснабжения и водоотведения» (на 2010-2011 годы) на общую сумму 200 млн. руб. В этой связи, мы просим президента Республики рассмотреть вопрос оказания финансовой поддержки этих проектов.
   Вы знаете, как остро стоит вопрос обеспечения жителей поселков Заречный и Степной качественной питьевой водой. В этом году депутатами Улан-Удэнского городского Совета была принята инвестиционная программа МУП «Водоканал», которая обеспечит первый этап строительства трассы водовода в левобережной части города протяженностью 3 км. Однако необходимо предусмотреть и финансирование работ по прокладке внутриквартальных сетей. Мы не можем дальше затягивать решение данного вопроса.
   К сожалению сегодня, в сфере коммунального хозяйства, прежде всего водоснабжении и водоотведении, мы наблюдаем те же самые проблемы, что и десять лет назад – это недостаток капитала и низкая инвестиционная привлекательность. По итогам прошлого года МУП «Водоканал» сработал в убыток и как следствие, просроченная задолженность по обязательным платежам. Кроме того, задолженность населения за услуги перед Водоканалом составляют более 100 млн. рублей. Решение данной проблемы мы видим в акционировании предприятия, тем более у нас есть положительный опыт с МУП «Городские электросети», на базе которого в 2008 году было создано ОАО «Улан-УдэЭнерго» с участием инвестора в лице ОАО  МРСК Сибири. На момент создания, учредители вложили в уставный капитал финансовые средства в размере 136 млн. рублей.   Сегодня со стороны МРСК Сибири принято решение об увеличении уставного капитала до 616 млн. рублей.
   Создание организации, которое изначально обеспечено собственными оборотными средствами, позволило ОАО «Улан-УдэЭнерго» в нормальном рабочем режиме подготовить сети и объекты электроснабжения к отопительному сезону. Если раньше по МУП «Городские электросети» просроченная задолженность постоянно находилась у нас на контроле, то сегодня финансовое положение ОАО «Улан-УдэЭнерго» - стабильно, выплата обязательных платежей и заработной платы осуществляется своевременно, предприятие работает на перспективу. В планах осуществить интеграцию сетей, тем самым убрать с рынка пресловутые «присоски», а также обеспечить модернизацию сетей и оборудования.
   Еще один вопрос, который мы должны сегодня поставить во главу угла - это вопрос энергосбережения. По нашей оценке только в муниципальной бюджетной сфере можно сэкономить до 10 млн. рублей в год.
   Мы должны в полной мере исполнить Федеральный закон об энергосбережении, который принят этой осенью. Для этого необходимо:
   Первое. Снизить потребление энергоресурсов в бюджетных муниципальных учреждениях города не менее чем на 3 процента в год, начиная с 2010-го года. Таким образом, за 5 лет экономия должна составить 15 процентов. И мы будем материально стимулировать этот процесс. В начале этого года Администрацией города было принято распоряжение об использовании экономии бюджетных средств. Сэкономленные средства будут направлены на обеспечение выполнения функций и оказания муниципальных услуг соответствующим учреждениям, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда.
    Второе. Необходимо в срок до 1 августа 2010 года утвердить программу по внедрению энергосберегающих технологий и сокращению потребления энергоресурсов в муниципальных учреждениях, предусмотрев в них установку приборов учёта, энергосберегающих ламп.
   Кроме того, в программе необходимо отразить мероприятии, направленные на повышение энергетической эффективности в сфере ЖКХ, энергетики, промышленности, транспорта, и снизить тем самым энергоёмкость продукции.
   Третье. Необходимо до 1 января 2011 года, подчеркиваю до 1 января 2011 года собственникам зданий, в которых располагаются государственные, муниципальные учреждения, а также юридические лица установить приборы учета потребления коммунальных ресурсов. Конечно, сроки ограничены, но мы обязаны исполнить решение.
    Четвертое. Необходимо внедрять в практику энергосервисные контракты и тарифное регулирование, стимулирующие к энергосбережению.
   И, наконец, особо важная задача — это энергосбережение в каждом доме.
   В марте прошлого года нами в рамках Федерального закона №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" была принята муниципальная адресная программа по оснащению многоквартирных домов приборами и системами коллективного (общедомового) учета потребления коммунальных ресурсов, с общим объемом финансирования более 250 млн. руб. По результатам которой мы планировали к 2015 году оснастить все многоквартирные дома приборами учета.
   Однако сегодня государство ставит нам более жесткие сроки. Согласно Федеральному закону 261-ФЗ «Об энергосбережении» все дома должны быть обеспечены приборами учёта потребления коммунальных ресурсов до 1 января 2012 года.
    В этой связи необходимо в кратчайшие сроки осуществить корректировку муниципальной адресной программы. Кроме того, считаю, что приборы учета должны устанавливаться, прежде всего, в тех домах, где утеплены контуры зданий и обновлены инженерные сети. Ведь большинство жилых домов Улан-Удэ – это так называемый «старый фонд», где коммуникации и стены не держат тепло, и счетчики тепла в таких домах покажут еще больший расход. И никакой экономии не получится.
    В эти дни мы проводим первую выставку-конференцию энергосберегающих технологий, оборудования, нетрадиционных источников энергии «Энергоэффективный город», по её итогам будет разработана муниципальная целевая программа по энергосбережению и энергоэффективности на срок до 2020 года. Кроме жилищно-коммунального комплекса Улан-Удэ в нее будут включены и муниципальные учреждения – больницы, детские сады, школы.
Улан-Удэ уже второй год активно участвует в программах Фонда содействия реформированию ЖКХ. Мы с удовлетворением отмечаем, что Улан-Удэ является одним из наиболее подготовленных городов Сибирского Федерального округа к реализации Федерального закона.
Согласно заявке на предоставление финансовой поддержки за два последних года из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства привлечено 477 млн. руб., а с учетом республиканского и городского бюджета финансирование работ составило 569 млн. руб.
   Что стоит за этими цифрами? Выполнен капитальный ремонт 185 многоквартирных домов с общей площадью 439 тысяч квадратных метров на сумму 362 млн. рублей.
    Осуществлено переселение 147 граждан из 5 жилых домов, признанных аварийными, в ближайшее время планируется переселить ещё 748 человек из 14 аварийных домов.
    В настоящее время подготовлена заявка на получение финансовой поддержки из Фонда в размере 175 млн. руб. для проведения капитального ремонта 56 многоквартирных домов, площадью 172 тысячи квадратных метров. 
    Практика показала, что это самая действенная Программа по привлечению малого бизнеса в жилищно-коммунальное хозяйство и поддержке жилищного строительства, которая, к сожалению сегодня, переживает не лучшее время.
    Как вы знаете, отрасль жилищного строительства намного раньше ощутила на себе влияние кризиса. В 2009 году в городе было введено 137,4 тысячи квадратного метров жилья и освоено 3,3 млрд. руб.
По сравнению с 2008 годом уровень введенного жилья уменьшился на 27 процентов. Снижение объемов строительства связано, в том числе и с ужесточением банками условий кредитования, как для самих застройщиков, так и для населения.
    Достаточно сказать, что за прошлый год по данным Национального банка Республики Бурятия было выдано ипотечных кредитов на приобретение жилья в городе на сумму всего 80,9 млн. руб.
    Между тем на сегодня нереализованными остаются 134 квартиры общей площадью 8 тысяч квадратных метров на сумму 232 млн. руб.   Кроме того, приостановлено строительство 4 многоквартирных домов, а это ещё 38 тысяч квадратных метров жилья.
   На мой взгляд, падение спроса является хотя и главной, но далеко не единственной причиной снижения темпов ввода жилья.
Кризис как лакмусовая бумага выявила все наши слабые стороны. Именно в кризис проявились все негативные явления, годами накопленные в строительном комплексе. Это и плохое качество проектирования, низкая производительность и низкий уровень внедрения новых технологий и материалов.
Отсюда и такая себестоимость 1 квадратного метра жилья - 31,4 тысячи рублей. (по данным Бурятстата).
    Конечно, когда банки предоставляли всем желающим кредиты и без того увеличивая коммерческие риски, показатели неэффективности строительной отрасли отодвигались на второй план.
    Однако эпоха спекуляций закончилась. Сейчас мы живем по реалиям. И сегодняшний спрос на жилье отражает реальную покупательскую способность наших горожан.
    Мы считаем, что решением проблемы в строительном комплексе должно стать снижение стоимости строительства. Надо переходить на экономичные проекты, а также проекты с применением современных сберегающих и строительных технологий. И активнее выставлять на аукцион под строительство жилья участки с инженерной инфраструктурой.
    В 2009 году в рамках Соглашения с Минрегионразвития России о предоставлении субсидии из федерального бюджета на развитие социальной и инженерной инфраструктуры города были осуществлены работы в пяти микрорайонах города на сумму 439 млн. руб., в том числе из федерального бюджета поступило – 334 млн. руб., бюджета республики  – 66 млн. руб. и из бюджета города – 39 млн. рублей.
    Крайне важно продолжить работу по привлечению финансовых средств на развитие инфраструктуры под будущее строительство. Необходимо также, чтобы в числе проектов, претендующих на привлечение федеральных средств по подведению инженерных сетей, обязательно были и дачные некоммерческие товарищества (ДНТ).
И здесь мы с вами имеем большие резервы. На сегодня в городе зарегистрировано 53 ДНТ, из которых только 14 согласовали проекты застроек и приступили к строительству. Остальные пока что только на бумаге. Необходимо развернуть данную работу, ведь мы можем в перспективе ввести 3400 индивидуальных домов общей площадью 240 тысяч квадратных метров.
    Ещё одним решением проблемы обеспеченности жильем населения, может стать строительство социального жилья. Сегодня 18,3 тысяч человек состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
    В прошлом году Президентом Республики В.В. Наговицыным была поставлена задача строительства жилья для малообеспеченных групп населения за счет федеральных средств.
Принято решение о том, что для этих целей в 140А квартале г.Улан-Удэ будет построен жилой комплекс, где на сегодняшний день уже проведены работы по обеспечению земельного участка инженерной инфраструктурой.
    Уважаемые участники совещания, ввод жилья один из самых важных приоритетов развития города. Однако сегодня, как мы видим, старые подходы в строительном комплексе себя исчерпали, необходимы новые механизмы и методы активизации строительной отрасли. И думается, что одним из таких механизмов должно стать индустриальное домостроение, которое как вы помните, в свое время позволило нам осуществить массовое жилищное строительство.
    И здесь инициатива должна исходить от предприятий промышленности строительных материалов, они должны задавать тон в строительной сфере. Однако, к сожалению, сегодня отрасль стройиндустрии скорее характеризуется, как неповоротливое бюрократическое учреждение. Из года в год, в период активных ремонтных работ, мы слышим одни и те же проблемы: опять асфальт «с колес», нет хорошей местной тротуарной плитки, ни один карьер не работает в полной мере» и так далее, и это только по нашим муниципальным заказам.
   Знаете, у нас бюджетные организации и то мобильнее работают, и действуют на опережение.
   В прошлом году в преддверии проведения Байкальских форумов и приезда Дмитрия Анатольевича Медведева Президентом Республики В.В. Наговицыным была поставлена перед нами задача - подготовить город к предстоящим мероприятиям.
    Сегодня можно сказать, что город ответственно подошел к данному вопросу, и достойно представил нашу Республику перед гостями.
Благодаря поддержке Президента Вячеслава Владимировича и депутатов Народного Хурала за относительно короткий срок были проведены работы по благоустройству города и ремонту улично-дорожной сети на сумму более 770 млн. рублей. Хочу надеется, что гости, и жители города по достоинству оценили работу наших служб. Достаточно сказать, что только на озеленение города было направлено более 46 млн. рублей.
    На протяжении последних лет капитальный ремонт дорог мы осуществляем по принципу «от фасада до фасада» зданий, когда кроме замены дорожного полотна и асфальтового покрытия, обеспечиваем озеленение и обустройство газонов и карманов, укладку разделительных бордюр, мощение тротуаров плиткой и монтаж светофорных объектов.
    По такому принципу в прошлом году был осуществлен капитальный ремонт более 440 тысяч квадратных метров дорожного полотна на сумму 556,5 млн. рублей.
    Помимо этого был проведен ремонт и покраска фасадов домов и учреждений на сумму 76,8 млн. рублей, восстановлены сети наружного освещения более 30 улиц, затрачено 25,6 млн. рублей.
    К сожалению не все запланированные объекты были завершены. Нарушен первоначальный график строительства крупного комплексного инфраструктурного проекта в районе моста через реку Уда. В 2009 году за счёт средств городского бюджета мы должны были ввести дорожную развязку на пересечении улиц Бабушкина – Трубачеева. Однако экономический кризис внёс свои коррективы в наши планы. Тем не менее, мы понимаем, что кризисы приходят и уходят, а необходимость развития транспортной инфраструктуры города остаётся.
    В прошлом году город вложил в данный объект 169,2 млн. рублей, для завершения необходимо ещё 350 млн. рублей. В настоящее время отрабатывается вопрос с Федеральным дорожным агентством о привлечении финансовых средств на завершение строительства.
    Уважаемые участники совещания, в этом году нам предстоят не менее масштабные работы, связанные с подготовкой к празднованию 350-летия вхождения Бурятии в состав Российского государства.   Разработан план мероприятий на 2010-2011 годы по комплексному благоустройству с объемом финансирования 960 млн. рублей, из которых 805 млн. рублей будет направлено на благоустройство улиц и дорог. Здесь я хотел бы еще раз обратить внимание на качество выполняемых работ. Необходимо заранее провести подготовительные мероприятия, в том числе своевременно разместить заказы на планируемые работы, а самое главное обеспечить всеми необходимыми расходными материалами (битум, щебень и т.д.).
    Также хотел бы обратиться к руководителям предприятий, организаций и к предпринимателям с просьбой поддержать наши усилия по благоустройству города: обновить и оформить фасады своих зданий и благоустроить прилегающие территории.
    В рамках подготовки празднования 350-летия присоединения Бурятии к Российскому государству нами были сформированы предложения на финансирование из федерального бюджета строительства 14 объектов муниципальной собственности. Однако заявленные проекты были исключены на стадии согласования в Правительстве России. Тем не мене актуальность, например строительства новой инфекционной больницы очевидна. Существующее здание постройки 41 года прошлого века и было приспособлено под медицинское учреждение, в настоящее время инфекционная больница физически не способна предоставить условия для лечения как того требуют правила.
    И прошлогодняя эпидемия свиного гриппа обострила данную проблему и показала, что мы плохо подготовлены к ситуации такого рода. В связи с этим своевременное строительство новой инфекционной больницы - это уже вопрос безопасности нашего населения.
    Начиная с 2001 года, в городе ежегодно увеличивается число родившихся, сегодня при ограниченной мощности городского родильного дома 3500 родов, мы более 2 тысяч женщин направляем на роды в республиканский перинатальный центр, тем самым, отнимая места у пациенток, нуждающихся в специализированной акушерской помощи. Кроме того, мы не можем нормально провести плановую дезинфекцию действующего городского роддома, как того требуют правила. Нам крайне необходимо строительство нового роддома.
    Конечно объекты затратные, но это не роскошь. Нам нужно обеспечить потребность наших горожан в социально значимых объектах. Президента и Правительство Республики прошу поддержать нас в этом вопросе.
    Сегодня, когда городской бюджет испытывает на себе серьезное финансовое давление, исполнение социальных функций остается приоритетным. Выполнение социальных обязательств не было поставлено под угрозу. Мы по-прежнему предоставляем бесплатный проезд на муниципальном транспорте ветеранам Великой   Отечественной войны и труженикам тыла. Сохранены льготные проездные билеты для проезда на трамвае школьников, студентов, пенсионеров, на период дачного сезона организованы 50%-ая льготная перевозка пенсионеров-садоводов на 14 сезонных маршрутах.
    930 ветеранов Великой Отечественной Войны получают 50% компенсацию части абонентской платы за услуги фиксированной телефонной связи, также для ветеранов и тружеников тыла проведена бесплатная подписка на газету «Правда Бурятии».
    Более того, в это непростое время мы не только не снизили объёмы финансирования социальных функций, но и увеличили по некоторым статьям. Решением Улан-Удэнского Совета депутатов мы дополнительно увеличили на 17 млн. рублей объем субсидий на приобретение жилья ветеранам, инвалидам, семьям имеющих детей инвалидов, всего в 2009 году на эти цели направлено 44,6 млн. руб. для приобретения 199 квартир.
66 молодым семьям предоставлено субсидий на приобретение жилья на сумму более 7 млн. рублей.
    В этом году в бюджете города предусмотрено 10 млн. рублей для выплаты средств  по жилищным субсидиям ветеранам Великой Отечественной войны, кроме того, 10 млн. рублей будут направлены на ремонт квартир наших ветеранов.
    Уважаемые участники совещания, 2010 год объявлен Годом Учителя, который станет годом начала серьезной модернизации образования. Сегодня мы приступаем к реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» утвержденной Президентом России. Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В этой связи я считаю необходимо:
    Во-первых, каждому общеобразовательному учреждению разработать свою основную образовательную программу на каждую ступень обучения, где важен не процесс, а результат школьного образования каждого ученика.
    Во-вторых. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных учеников в каждой общеобразовательной школе.
При этом работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной и в этой связи норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения. Тем более с 1 сентября все школы города полностью перешли на нормативно-подушевое финансирование без поправочных коэффициентов, то есть адаптационный период закончился, и новая система оплаты труда вошла в штатный режим.
    Это относится и к третьему направлению – развитие системы моральных и материальных стимулов поддержки учительства. В прошлом году среднемесячная заработная плата педагога повысилась в среднем на 13%. В 2010 учебном году  необходимо продолжить работу по увеличению заработной платы учителей и воспитателей.
    Сегодня благодаря реализации национального проекта «Образование» все городские школы подключены к сети Интернет, 12 школ города стали победителями конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы и получили по 1 млн. рублей.
     Но сегодня Президент России ставит перед нами новую задачу, школа должна стать центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни.
     И один из вариантов решения задачи - это переход на новые организационно-правовые формы образовательных учреждений. Мы уже имеем интересный опыт работы автономных учреждений. В прошлом году 14 автономными учреждениями образования было привлечено 30,6 млн. рублей, которые были направлены на развитие образовательного учреждения.
     Другой не менее важный момент, отмеченный Президентом России – это здоровье школьников. Необходимо увеличить количество занятий физкультурой в школе до 3-х уроков в неделю, а самое главное повысить качество данных занятий. Физическая культура и спорт должны стать основой здорового образа жизни. У нас сегодня только 15 процентов горожан систематически занимаются спортом.    Думается, что в ближайшие два года мы в силах увеличить данный показатель вдвое. Спорт должен стать образом жизни улан-удэнцев.
Что касается отдыха детей. В прошлом году всеми видами отдыха в городе было охвачено 46 тысяч детей или 97,5% учащихся. Однако с 2010 года Фонд социального страхования уходит из системы организации летнего оздоровительного отдыха, и все полномочия передаются на уровень субъектов России. Поэтому мы должны в кратчайшие сроки совместно с Министерством образования и науки Республики Бурятия и Республиканской комиссией по организации летнего отдыха отработать все вопросы, чтобы на достойном уровне организовать полноценный отдых маленьких горожан не хуже прошлых лет.
    Одной из ключевых задач в сфере «Образования» по-прежнему остаётся развитие сети дошкольных учреждений.
В прошлом году мы ввели новый детский сад в поселке Аэропорт на 240 мест и 8 дополнительных групп на 200 мест. Всего было предоставлено 4200 мест.
     По итогам 2009 года показатель охвата детей дошкольными учреждениями составил 63%. Однако еще 15 тысяч детей стоит в очереди. Решение проблемы обеспеченности местами в дошкольных учреждениях мы видим в поддержке частных инициатив. С этого года реализуется республиканская программа по созданию групп семейного воспитания, на сегодня мы уже открыли семь таких групп, до конца года будут открыты ещё три. В этом году необходимо обеспечить ввод 51 и 62 детского сада, что позволит дополнительно ввести 320 мест для детей поселка Загорск и района ЛВРЗ. Всего в текущем году будет предоставлено более 4000 мест.
     В настоящее время мы внедряем опыт открытия групп кратковременного пребывания детей в общеобразовательных школах, сейчас такие группы посещают более 100 детей. Кроме того такие группы открываются и в детских школах искусств.
Тем более что перевод учреждений культуры в форму автономных позволяет им расширить спектр предоставляемых платных услуг.  Сегодня, к сожалению, учреждения культуры не в полной мере используют свои возможности и потенциал, у отрасли нет конкретной стратегии, цели. Сейчас наши мероприятия в этой сфере носят характер от праздника к празднику, без ориентации на потребности наших горожан и гостей. Необходимо отходить от этих принципов, нужен комплексный подход.
     Неслучайно одним из приоритетов в Стратегии развития города определено развитие туризма и культурной среды, именно культурно-исторические объекты и мероприятия города должны стать востребованными туристическими продуктами. И здесь необходимо наладить взаимодействие со всеми структурами не только города, но и муниципальными образованиями Республики, с тем же Иволгинским, Тарбагатайским районом.
     Тем более в ближайшее время в рамках Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма" планируется реализация инвестиционного проекта по созданию этнокольца Бурятии.
      Свою часть проекта мы планируем реализовать в районе Верхней Березовки в рамках зоны экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа. Планируется реализация проекта по созданию центра развития экстремальных видов спорта «Парк Адреналин», который в ноябре прошлого года получил золотую медаль на втором национальном инвестиционном форуме «Муниципальная Россия», строительство этнокультурного центра и других объектов туризма.
     Однако развивая сферу гостеприимства, мы не должны забывать и о наших горожанах. Более того, для нас приоритетным было и должно оставаться удовлетворение потребностей улан-удэнцев, в том числе в части организации условий досуга. Сегодня в городе предпринимателями открыто достаточно досуговых учреждений, однако они, как правило, все одного формата. Я не думаю, что они способствуют духовному и физическому развитию подрастающего поколения. Нам необходимо создать условия, чтобы вовлечь молодежь в культурно-досуговые мероприятия, в секции и кружки. Мы должны возродить массовый спорт, увлеченность культурой и литературой, возродить гражданско-патриотическое движение.
Нам необходимо принять Стратегию в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной  работы с населением по месту жительства, которая в том числе будет направлена на профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи.
Сегодня в Улан-Удэ уровень преступности в 1,7 раза выше, чем в среднем по России. Как мы можем говорить о привлекательности города с такими показателями. Нам необходимо в кратчайшие сроки преломить ситуацию. В конце прошлого года было создано городское Управление внутренних дел при МВД по Республике Бурятия, что было продиктовано необходимостью более эффективного управления. Сегодня пока рано говорить о каких-либо значимых результатах, однако думается, что руководство ГУВД с полной ответственностью подойдет к вопросам обеспечения безопасности и порядка в нашем городе.
    В свою очередь город вкладывает значительные средства укрепления общественного правопорядка. В настоящее время из 21 участкового пункта милиции, расположенного на территории города, 13 находятся в муниципальной собственности, город обеспечивает их содержание. Ежегодно из муниципального жилого фонда выделяются служебные квартиры для участковых уполномоченных милиционеров, в прошлом году выделено 3 квартиры, также в 2009 году для улучшения жилищных условий сотрудникам милиции общественной безопасности УВД города безвозмездно выделено 150 земельных участков для строительства жилья.
    В конце прошлого года за счёт средств городского бюджета было приобретено и передано УВД города автобус средней вместимости и автомобиль УАЗ. Кроме того, для обеспечения общественного правопорядка задействованы дополнительно 86 человек, из числа муниципальной дружины города. Тем не менее, как я уже сказал, уровень преступности достаточно высок.
    Сегодня необходимо активнее внедрять технические средства, позволяющие предотвратить преступления или определить тех, кто совершил преступление. Здесь я имею в виду, прежде всего, систему видеонаблюдения. У нас в городе задействованы 44 камеры наружного наблюдения, однако, установлены они почему то все в центре города, хотя по логике они должны обеспечить видеонаблюдение наиболее криминогенных мест. Наш город должен стать комфортным и с точки зрения безопасности.
     Уважаемые участники совещания, мероприятия прошлого года - Байкальские форумы и приезд Президента России, показали, что Улан-Удэ по-прежнему испытывает нехватку, не только мест размещения, но и гостиниц высокого класса. С учётом роста туристических прибытий и предстоящих праздничных мероприятий считаю, строительство новых первоклассных гостиниц является первоочередной задачей, решение которой требует незамедлительных действий.
    Нами на сегодня подготовлено 22 площадки под строительство гостиниц, на двух уже начаты строительные работы. К 2011 году, мы сумеем ввести несколько отелей. Но всё же коллеги, считаю, что мы всё так же работаем по хвостам, а не на опережение. Насколько помню, тему гостиниц мы озвучиваем на протяжении трёх-четырёх лет.
     Отсюда мы и имеем незначительный объем платных услуг от гостиниц 214 млн. рублей или 1,7% от всех платных услуг. Такая же ситуация и по платным услугам сферы культуры, физической культуры и спорта, доля которых в общем объеме услуг составляет всего 1% и 0,1% соответственно. У нас из 12,4 млрд. рублей платных услуг 70% это жилищно-коммунальные услуги, услуги связи и пассажирского транспорта, а например бытовые услуги составляют всего 10%.
Такой перекос недопустим. Необходимо устранить диспропорцию, прежде всего, за счёт привлечения в сферу платных услуг субъектов малого и среднего бизнеса.
    Сегодня в городе действуют около 20 тысяч субъектов малого предпринимательства и если ещё два-три года назад мы говорили, что доля малого бизнеса незначительна, всего 10-12%, то сейчас каждый третий рубль произведенной продукции это вклад предпринимательства. Конечно, это далеко не предел, но прогресс очевиден, за прошлый год по нашей оценке малыми предприятиями было отгружено товаров на сумму 18 млрд. рублей.
    Ровно год назад выступая с этой трибуны, мы говорили, что малый и средний бизнес должен стать своеобразной подушкой безопасности экономики города в период кризиса. Имея ввиду, что, в условиях экономического кризиса, сфера предпринимательства может стать одним из основных механизмов снижения напряженности на рынке труда.
    Сегодня можно подвести некоторые цифры, только в рамках реализации мероприятий по самозанятости 1166 безработных граждан организовали собственное дело, также в течение прошлого года от индивидуальных предпринимателей города было заявлено в службу занятости населения 2,4 тысячи вакансий.
    Конечно, было бы неверно говорить, что малый бизнес не ощутил влияние кризиса. Более того, в городском Плане антикризисных мероприятий содействие развитию малого и среднего предпринимательства являлось основной целью наряду с мероприятиями по сохранению и созданию рабочих мест и социальной поддержки населения.
Так в рамках антикризисного Плана, в прошлом году для сохранения благоприятного «налогового климата» для малого бизнеса, мы оставили без изменений значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2. Сумма выпадающих доходов для бюджета составила 125 млн. рублей.
     В рамках имущественной поддержки были внесены изменения в Методику расчета арендной платы муниципальной собственности, размер арендной платы для предпринимателя уменьшился на 10%, также снижена арендная плата за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности производителям продукции.
Были установлены дополнительные льготы по земельному налогу в размере 20% от суммы налоговых платежей для промышленных и производственных предприятий. Выпадающие доходы бюджета оцениваются в объеме 17 млн. руб.
   Во исполнение федерального закона о государственном и муниципальном заказе установлены обязательные квоты для малого предпринимательства на муниципальный заказ до 20% от общего годового объема поставок товаров и услуг.
    В этом году мы продолжим данные мероприятия.
В августе 2009 года Решением Улан-Удэнского городского совета депутатов создан Фонд поддержки и развития предпринимательства, задачей которого является аккумулирование инвестиционных ресурсов из всех потенциальных источников и оказания поддержки малому предпринимательству.
     Считаю, что в этом году мы уже сможем оказать финансовую поддержку субъектам малого предпринимательства в рамках Фонда на сумму 20 млн. рублей, по 10 млн. рублей из средств республиканского и городского бюджетов.
    Конечно, в ситуации, когда финансово-экономическая сфера далека от стабильности, могут возникнуть вопросы, а стоит ли это таких расходов, но здесь как раз тот случай когда «сберегая копейку, теряешь рубль».
    Сегодня доля налоговых поступлений малого предпринимательства в бюджет города составляет 30%.
Всего за 2009 год в бюджет города зачислено доходов в объеме 5 млрд. 640 млн. рублей, в том числе собственных доходов 2 млрд. 965,4 млн. рублей. При этом рост доходов к 2008 году составил 113,7% и 104,8% соответственно.
    Кризисные явления заметно повлияли на текущее исполнение бюджета города. Учитывая снижение прогнозных темпов поступления налога на доходы физических лиц, потребовалась корректировка расходных обязательств. Однако выполнение обязательств по защищенным статьям расходов бюджета являлось неукоснительным.
    В течение прошлого года была принята нормативно-правовая базы для перехода на принципы бюджетирования, ориентированного на результат. В ближайшей перспективе это позволит уделять первоочередное внимание не объемам затрат на финансирование бюджетных учреждений, а на эффективность и качество исполнения муниципальных услуг.
    Уважаемые коллеги, бюджет 2010 года свёрстан по консервативному варианту, то есть «по доходам и расходам»,
    И в этой связи особую актуальность приобрели вопросы пополнения доходной части бюджета. Я коснусь одной стороны этой проблемы. Согласно оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, от общей площади города Улан-Удэ составляет 19%, в то время как в Омске 65%. Получается, мы с вами недобираем 200-300 млн. рублей в год, на эти средства можно построить детский сад на 240 мест.
Второй момент, это постановка на государственный кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами. По данным органов статистики в Улан-Удэ 7635 многоквартирных домов. Сегодня «доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет» по нашей оценке составляет лишь 2,4%, в абсолютном значении это 181 дом и это на весь город.
Уважаемые коллеги, здесь нам предстоит большой объем работы. Прежде всего, необходимо провести полную инвентаризацию земель в границах города, с выявлением земель, не используемых по назначению или используемых по нецелевому назначению.
Руководителей районных администраций прошу усилить работу по земельному контролю и по информированию жителей о необходимости постановки многоквартирных домов на кадастровый учет.
    А наших жителей и предпринимателей прошу проявить ответственность, и оформить свои земельные участки как полагается.
Ещё один момент, на который хотел бы обратить ваше внимание. В 2010 году проводится Всероссийская перепись населения. В Улан-Удэ перепись населения будет проводиться с 14 по 25 октября 2010 года, на сегодня нами проведена основная часть работ по приведению адресного хозяйства города в надлежащее состояние, уточнены границы города, отрабатываются вопросы освещения улиц и подъездов, и к 1 сентября 2010 года мы выйдем на стопроцентную готовность.
    Уважаемые участники совещания, 2010 год — это год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. Этой дате придаётся, как вы знаете, исключительное значение. Сегодня в нашем городе проживает 1121 ветеран Великой Отечественной войны и 7445 тружеников тыла. В конце прошлого года был утвержден городской план основных мероприятий по подготовке к празднованию, я уверен, что каждый ответственно подойдёт к реализации своей задачи. Но всё же хотел бы, ещё раз обратиться к руководителям предприятий и организаций, предпринимателям и просто горожанам: подготовка празднования 65-летия Великой Победы должна стать главной задачей для всех нас и личной ответственностью для каждого улан-удэнца. Мы должны организовать настоящий праздник нашим уважаемым ветеранам.
    Уважаемые участники совещания, к сожалению, экономический кризис, остается существенным фактором, определяющим нашу работу в текущем году, но тем не менее в 2010 году нам необходимо решать вопросы, направленные на развитие города, его перспективу и в этой связи хотел бы акцентировать Ваше внимание на следующих основных задачах стоящих перед городским сообществом в 2010 году.
   В части повышения экономического потенциала:
• Создание Зон экономического благоприятствования технико-внедренческого, туристско-рекреационного и промышленно-производственного типа;
• Создание Технопарка;
• Реализация инновационных проектов с совместным участием крупных и малых предприятий, в том числе по разработке новых видов продукции;
• Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе за счёт средств Фонда поддержки и развития предпринимательства г. Улан-Удэ;
В части повышения уровня и качества жизни населения
• Организация и проведение празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне;
• Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
• Увеличение численности населения систематически занимающегося физической культурой и спортом;
• Разработка Стратегии культурной среды города, в том числе создание условий организации досуга населения;
• Дальнейшая модернизация системы здравоохранения;
• Снижение уровня преступности;
• Профилактика и предупреждение правонарушений со стороны несовершеннолетних и молодежи;
• Обеспечение безопасности населения.
В части развития инфраструктуры
• Реализация Плана мероприятий по подготовке к празднованию 350-летия добровольного вхождения Бурятии в Российское государство.
• Реализация Федерального закона 261-ФЗ «Об энергосбережении»;
• Реализация МЦП «Воспроизводство объектов теплоснабжения» и «Воспроизводство объектов водоснабжения и водоотведения»;
• Реализация мероприятий муниципальной целевой программы «Благоустройство и развитие отдаленных микрорайонов»;
• Строительство дорожной развязки улиц Трубачеева-Бабушкина;
• Организация сбора, вывоза, переработки и утилизации отходов производства и потребления;
• Обеспечение бесперебойной работы комплекса коммунального хозяйства, своевременной и качественной подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в зимних условиях;
• Повышение эффективности деятельности управляющих организаций, предприятий коммунальной инфраструктуры в целях снижения числа техногенных аварий и отключений тепла, а так же снижения потерь и ресурсных затрат.
В части повышения эффективности управления
• Промышленное внедрение программного комплекса «Бюджетирование, ориентированное на результат»;
• Увеличение доли поступления земельного налога;
• Утверждение административных регламентов оказания муниципальных услуг;
• Реализация городской антикризисной Программы.
Уважаемые участники совещания, несмотря на положительный итог основных макроэкономических показателей прошлого года, 2010 год мы начали с падения. Индекс промышленного производства снизился по сравнению с прошлым годом на 16 процентов, на 25 процентов сократился выпуск обрабатывающего производства. И как следствие темпы отгрузки товаров и оборот предприятий уменьшились соответственно на 7,7% и 10,6%. Объем работ, выполненных собственными силами предприятий по виду деятельности «Строительство» в январе 2010 года составил 623,3 млн. рублей, это всего 11,2% к прошлому году.
Между тем промышленное производство в России возросло на 7,8%, обрабатывающее производство на 7,6%.
Экономика очередной раз нам преподала урок: мало выстоять в трудный период, надо ещё и двигаться вперед. Сегодня, к сожалению многие ещё живут там, в «кризисе», однако сейчас необходимо просто встряхнуться. Понять, что страна, республика и город живут уже другим, где приоритетными являются слова модернизации и инновация. Тогда мы сможем перейти к новому, качественному развитию. Во многом сегодня от нас самих зависит, каким будет конечный результат.Спасибо за внимание.

СКАЧАТЬ В PDF ФОРМАТЕ

Возврат к списку

За неделю эту страницу загрузили 1 раз.
За последние сутки эту страницу загрузили 1 раз.
Увидели ошибку?
Выделите слово или предложение, содержащее ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.

Информация


Ссылки

© Web-разработка и техническое сопровождение: Управление информатизации и информационных ресурсов Администрации г.Улан-Удэ
Оптимальное разрешение для просмотра не менее 1280x1024.
Рекомендуется использовать браузеры Microsoft IE 7.0+, Mozilla Firefox 3.0+, Opera 9.0+, Google Chrome, Safari 3+.
Бесплатные средства просмотра документов: Word, Excel
Группа редакторов текущего раздела:
Управление информатизации и информационных ресурсов Администрации г. Улан-Удэ