Яндекс.Метрика
X Страница загружается...

Подождите
Улан-Удэ.рф Официальный сайт органов местного самоуправления Улан-Удэ.рф Интернет-приемная Карта сайта RSS-лента

У нас сейчас:

4:55

-8..-10 °C


Рекомендуемые ссылки

Земля должна приносить доход в городской бюджет

Дата последнего изменения: 18 Февраля 2015 г.

Интервью председателя Комитета по управлению имуществом и землепользованию А.А. Кузовлевой.

Одним из структурных подразделений Администрации г. Улан-Удэ является Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, в задачи которого входит целый ряд важных направлений, касающихся жизнедеятельности города. В частности, это эффективное управление и распоряжение объектами муниципальной собственности, земельными участками, осуществление приватизации муниципального имущества, и др. Какая была проведена работа Комитетом в прошлом году и основных направлениях на текущий, мы поговорили с председателем Комитета Анастасией Кузовлевой.

- Анастасия Андреевна, какими положениями руководствовался ваш Комитет в своей работе?

- Еще в конце 2013года наш Комитет определился – хаотичная политика в области имущественно-земельных отношений наносит серьезный урон для экономики города, создает почву для многочисленных нарушений, в том числе и коррупционной направленности. Поэтому в марте 2014г. Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ была утверждена Программа мероприятий по развитию имущественно-земельных отношений на 2014-2016 годы, определившая основные принципы и механизмы управления земельно-имущественным комплексом. И забегая вперед, могу с уверенностью отметить, что основные мероприятия, запланированные в прошлом году, нами выполнены. Существенно обновлена и дополнена нормативная база местного самоуправления в области имущественных и земельных отношений, проведена полная инвентаризация всех действующих договоров аренды недвижимого имущества и земельных участков, впервые в истории Улан-Удэ проведены конкурсы на право заключения договоров о развитии застроенных территорий. И, конечно же, основное направление, которое объединило наши усилия в прошедшем году, это повышение доходной части бюджета. Данная задача наиболее актуальной становится и в текущем году.

Так, можно отметить, что по итогам 2014г. от деятельности Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, в бюджет города поступило 454,43 млн. руб., при начальном плане в 255,6 млн. руб. Основную долю доходов составили доходы от продажи и аренды земельных участков (332, 3 млн. руб.), от продажи и аренды муниципального имущества поступили доходы в размере 61,7 млн. руб.

- Сегодня одна из наиболее актуальных проблем –это обеспечение бюджетной самостоятельности муниципальных образований. Статистика по Российской Федерации показывает повсеместность данной проблемы, что связано с недостаточностью собственной доходной части бюджета.

- Для нормализации земельных отношений и повышения доходной части бюджета сделано немало. Отказ от предоставления земельных участков по актам выбора дал свои положительные результаты. Сегодня, ни один участок, за исключением, предназначенных для строительства объектов инженерной инфраструктуры, по данной процедуре не предоставляется. Принятое еще в 2013г. депутатами Улан-Удэнского городского Совета решение об отказе от актов выбора нашло свое отражение в новом Земельном кодексе, вступающем в силу с 01 марта 2015г.

Необходимо сказать, что упорядочивание земельных отношений на территории г. Улан-Удэ коснулось таких аспектов: изменен размер выкупной стоимости за дополнительный земельный участок, предназначенный для обслуживания жилого дома; осуществлен отказ от заключения необоснованных уступок права аренды, что давало возможность неоднократно перепродавать земельные участки, кроме того, прекращена практика продления договоров аренды в отсутствии освоения земельных участков. Активно осуществлялось переоформление прав на земельные участки гаражных кооперативов, владельцами гаражных боксов в индивидуальном порядке. В этом году одним из приоритетных направлений будет инвентаризация всех заключенных договоров аренды. Данная работа, проводимая в течение всего 2014г., позволила выявить земельные участки, которые не осваиваются арендаторами, расторгнуть данные договоры и выставить на торги. Немаловажно отметить, что с 2015г. в случае окончания срока действия договора и не освоением земельного участка законодатель предоставил право изымать земли, даже занятые незавершенными объектами капитального строительства.

- Каким еще способом можно увеличить доходную часть городского бюджета?

- Сегодня экономические реалии требуют от нас поиска новых методов и подходов увеличения доходов нашего бюджета, а также сокращения всех расходов. Для увеличения доходной части бюджета необходима реализация целого комплекса мер, направленного как на увеличение налоговой составляющей, а особенно земельного налога, так и на увеличение доходов от эффективного управления и распоряжения земельными ресурсами и муниципальным имуществом. В отношении земли обобщенно мы ставим перед собой такую задачу «Ни один квадратный метр земли,на котором осуществляется хозяйственная деятельность, не должен выпадать из принципа платности». 2015 год будет направлен именно на решение этой задачи. И здесь мы будем работать по двум основным категориям. Первая, это земельные участки, которые фактически используются, но не приносят дохода в бюджет, так как правоустанавливающие документы не оформлены должным образом и вторая - земельные участки, которые необходимо вовлекать в хозяйственный оборот.

- Одним из направлений в работе вашего комитета является улучшение жилищных условий граждан. Что сделано в этой части?

- За прошедший год Комитет реализовывал такие мероприятия, как бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан; переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, а также предоставление земельных участков, занятых самовольными постройками в рамках реализации принятых в марте 2014г. поправок в закон РБ «О бесплатном предоставлении земельных участков».

Приведу конкретные цифры. По состоянию на 1 января 2015года в очереди на предоставление земельных участков состоит7579граждан, из них имеющих право на первоочередное предоставление земельных участков3799 (по категории многодетные – 3527, инвалиды – 272). Темпы роста количества граждан, включенных в очередь на получение земельных участков в собственность бесплатно по льготным условиям, по сравнению с предыдущими годами сохраняются, так в отчетном году в очередь было включено 1252 граждан (по сравнению в 2013году -1293 граждан).

Отмечу, что комитет обязан формировать и предоставлять землю многодетным семьям со всей необходимой инфраструктурой, но местному бюджету не под силу обеспечить все эти земли необходимой инфраструктурой. Да, сегодня появились альтернативные формы улучшения жилищных условий граждан такие как, участие в строительстве жилья на базе молодежного жилищного комплекса (МЖК),участие в строительстве жилья в составе жилищно-строительного кооператива, а также долевое участие в строительстве жилья «экономкласса» в рамках программы «Жильё для российской семьи». Но на практике только единицы имеют возможность участвовать в таких программах, поскольку к первоначальному материнскому капиталу необходимо на основную сумму оформить непосильный для большинства семей ипотечный кредит.

И наконец, при решении вопроса предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, помимо проблемы, связанной с дефицитом территории, считаем необходимым учитывать эффективность использования предполагаемых к предоставлению земель. К примеру, на территории площадью 1 га возможно размещение многоэтажного жилого дома на 180 квартир (180 семей) или 10 земельных участков (10 семей) под индивидуальное жилищное строительство.

- Актуальной проблемой остается и ликвидация ветхого жилья.

- Говоря об этой проблеме на территории города, нельзя не затронуть такую тему, как развитие застроенных территорий. Данное направление является сравнительно новой процедурой реализации крупных инвестиционных проектов по застройке территорий микрорайонов и кварталов в населенных пунктах. Между тем, это едва ли не единственный способ решить вопросы перехода от «точечной застройки» к комплексному строительству, ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда, модернизации инженерной инфраструктуры, а также строительству современных объектов, отвечающих всем требованиям.

За 2014 г. впервые на территории г. Улан-Удэ под развитие застроенных территорий были проведены торги в отношении пять площадок. Общая площадь территорий, в отношении которых заключены договоры, составляет 7,6 га. В рамках реализации данного направления за счет инвестора подлежит сносу 16 многоквартирных жилых дома, расселению 167 семей. Общий вклад инвесторов в освоение и реализацию всех предусмотренных договором обязательств составляет более 7 млрд. руб. Данные проекты должны реализоваться к 2024 году. Уже сегодня инвесторами осуществляется подготовка проектов планировок территорий. Основная задача Комитета это контроль за исполнением инвесторами принятых на себя обязательств.

Кроме того, в 2014г. реализовывались мероприятия по предоставлению под комплексное освоение земельных участков в целях жилищного строительства с обязанностью застройщика возводить объекты социальной инфраструктуры. Сегодня, как никогда раньше, мы понимаем, что застройщик, получивший земельный участок под комплексное освоение, обязан построить не только жилые дома, но также ввести в эксплуатацию все необходимые для нормального функционирования микрорайона объекты, в том числе дошкольные образовательные учреждения, объекты здравоохранения, отдыха, благоустройства и парковки транспортных средств.

- Как уже неоднократно отмечалось, масштаб распространения «самостроя» в столице остается одной из острых проблем и одним из болезненных вопросов для муниципальной власти.

- Нужно подчеркнуть, что от самовольного строительства теряет, как государство, так и частные лица: государство не может распоряжаться землями занятых самовольными постройками, недополучая при этом доходы от возможной продажи или аренды земельных участков, а также теряя земельный налог, а граждане – не могут стать полноправными жителями города, распорядиться имуществом по своему усмотрению.

Вместе с тем многие земельные участки заняты гражданами, чьи дома построены без документов 30 и более лет назад. Строительство данных построек обусловлено, как правило, несовершенством земельного законодательства, практикой отвода земельных участков предприятиями, профсоюзными комитетами и т.п. И, конечно же, было бы неправильно ставить вопрос о сносе данных построек.

И здесь я не могу не остановиться на громко обсуждаемой и вызвавшей большой резонанс в прессе теме оформления земельных участков в микрорайоне Левый берег. Данная территория составляет более 147 га и насчитывает более 1500 жилых домов. Большинство построек на Левом Берегу возведено более 50 лет назад, когда отсутствовало четкое законодательное регулирование процедур отвода земельных участков. В целях решения данной проблемы еще в 2009-2011гг. было принято решение об оформлении данных построек через процедуру создания ДНТ, СНТ. Так, были созданы СНТ «Степная протока», «Остров Комсомольский» и «Левобережное». К сожалению, планомерные действия Администрации города по решению проблемы жителей Левобережья, столкнулись с иной позицией федеральных органов власти. Сегодня Комитет продолжает отстаивать права и законные интересы жителей Левобережья.

Значимый прорыв в вопросах узаконения самовольных построек, возведенных до 90-х 20 века, произошел в связи с внесением в марте 2014г. по инициативе Комитета и Улан-Удэнского городского Совета депутатов поправок в закон РБ «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности».

Данной поправкой смогли воспользоваться более 400 граждан и оформить права на 32 га земли (это ежегодно более 480000 руб. земельного налога). Теперь эти земельные участки вовлечены в хозяйственный оборот, граждане смогут в полной мере реализовать все полномочия собственника, предусмотренные законодательством.

Но, несомненно, стоит отметить, что многие постройки оказались в зонах ограничения жилищного строительства (это и зоны с/х назначения, полосы отвода железной дороги, санитарно-защитные зоны производственных предприятий и др.). И, здесь, на наш взгляд, требуется работа, как на уровне местного самоуправления (возможность пересмотра зонирования территории г. Улан-Удэ), так и федеральных органов, предприятий по установлению в надлежащем порядке всех, предусмотренных законодательством зон ограничения (здесь в частности, речь идет о зонах затопления, санитарно-защитных зонах предприятий, и т.п.). В первую очередь, это касается жителей п. Площадка, Южный.

Анастасия Андреевна, мы знаем, что в Комитет обращается много жителей нашего города. Как Комитет справляется с этой задачей?

- Работа Комитета в прошедшем году была направлена на максимальное сокращение сроков рассмотрения обращений заявителей. В данном направлении было сделано немало: проведена оптимизация технологического процесса при распределении функций и полномочий между специалистами, усилен контроль за работой сотрудников Комитета, организован прием граждан по принципу «одного окна» на первом этаже здания по ул. Бабушкина,25. Данные меры позволили в прошедшем году значительно сократить количество случаев нарушений сроков при предоставлении муниципальных услуг, повысить качество рассмотрения обращений.

В целях обеспечения доступности и открытости Комитета для граждан и СМИ, повышения информированности жителей города о нашей деятельности, в течение 2014 г. страничка Комитета на сайте органов местного самоуправления постоянно совершенствовалась и обновлялась. В 2015 г. работа в данном направлении будет продолжена. Поэтому вся деятельность нашего Комитета открыта и доступна для всех жителей Улан-Удэ.

- Спасибо за беседу.

«Бурятия», Герман Намжилов

СКАЧАТЬ В PDF ФОРМАТЕ

Возврат к списку

За неделю эту страницу загрузили 2 раза.
За последние сутки эту страницу загрузили 1 раз.
Увидели ошибку?
Выделите слово или предложение, содержащее ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.

Информация


Ссылки

© Web-разработка и техническое сопровождение: Управление информатизации и информационных ресурсов Администрации г.Улан-Удэ
Оптимальное разрешение для просмотра не менее 1280x1024.
Рекомендуется использовать браузеры Microsoft IE 7.0+, Mozilla Firefox 3.0+, Opera 9.0+, Google Chrome, Safari 3+.
Бесплатные средства просмотра документов: Word, Excel
Группа редакторов текущего раздела:
Управление информатизации и информационных ресурсов Администрации г. Улан-Удэ