Яндекс.Метрика
X Страница загружается...

Подождите
Улан-Удэ.рф Официальный сайт органов местного самоуправления Улан-Удэ.рф Интернет-приемная Карта сайта RSS-лента

У нас сейчас:

17:16

8..10 °C

Александр Голков: Будущего главу администрации города правильнее было бы назвать проект-менеджером…

Дата последнего изменения: 14 Ноября 2012 г.
 
Александр Голков:  Будущего главу администрации города правильнее было бы назвать проект-менеджером…

   Два года назад столица Бурятии отметила 135-летие Верхнеудинской думы, напомнив о себе как об одном из сибирских городов, уже в позапрошлом веке заложившем основы традиций местного самоуправления. В декабре 2012 года юбилей не такой громкий, но по-своему знаменательный – исполняется ровно пять лет с момента обретения представительным органом самостоятельного юридического статуса.
   Мы попросили председателя Улан-Удэнского городского Совета депутатов Александра Голкова ответить на «праздничные» и не очень вопросы.

Первая пятилетка

   - Что означало пять лет назад для горсовета обретение статуса юридического лица? И можно ли было получить его раньше?
   - С этого момента горсовет принял на себя полную ответственность при решении всех вопросов жизни города. Что касается сроков, на самом деле закон позволял это сделать и раньше. Но никакого нажима в этом вопросе не было. Иркутяне, например, только в 2012 году подошли к такому решению.
   Новый статус – это не только большая ответственность, но и сама по себе сложная задача. Нам пришлось перевернуть всю нормативную базу. До этого представительный орган состоял только из избранных депутатов, а аппарат городского Совета находился в структуре администрации. Все финансовые и кадровые вопросы были в ведении мэрии. Понятно, что мы при таком раскладе не могли выполнять все возложенные на нас законом задачи.
   Буквально через месяц после того, как депутаты избрали меня председателем горсовета, мы стали юридическим лицом. А дальше развитие городского Совета происходило на ваших глазах. Первое, что мы сделали в новом качестве - придали независимость Контрольно-счетной палате, она также стала юрлицом. Причем действительно независимым, потому что мы считаем, что КСП не должна зависеть даже от того органа, который её создал. Иначе смысл всех контрольных функций пропадает.
   В соответствии с законом об МСУ у нас в городе три органа самоуправления: представительный, исполнительно-распорядительный и контрольно-счетный. Все эти годы горсовет занимался ключевыми вопросами, связанными с исполнением наказов избирателей, развитием отдаленных микрорайонов, принятием бюджета, целевых программ и т.д.
   Сегодня на городской Совет возложено большее количество полномочий, чем на любые другие органы власти. С начала года нами проведено 63 заседания, в том числе 10 сессий, принято 92 решений. Сегодня большая часть нормативных актов и решений готовится в горсовете, и степень участия депутатского корпуса в этом процессе в последующем будет только возрастать.
   В каком направлении это будет происходить? Не так давно нами было принято положение о контроле за действиями муниципальных  должностных лиц. Увы, в таком виде, в каком оно сегодня существует, оно еще ни разу не применялось. До сих пор дело ограничивалось тем, что депутаты проводили служебные расследования по вопросам, связанным с использованием материально-технических ресурсов, отношений с ТГК-14. И практически всегда расследования были очень эффективны.

   - Теперь финансовое обеспечение деятельности горсовета прописывается отдельной строкой в муниципальном бюджете. После того как горсовет стал юридическим лицом, что в этом отношении изменилось? Увеличились ли расходы на обеспечение аппарата, на организацию деятельности? И как Улан-Удэнский  горсовет выглядит на фоне других городов?
   - Мы середнячки. У нас в штате, например, сегодня явно не хватает юристов. Ведь для того, чтобы успешно реализовать свои полномочия, нужно к таким вопросам подходить достаточно прагматично. Здесь дело не в том, что средства расходуются или не расходуются, вопрос -  как они расходуются?
   У нас не хватает сейчас специалистов. Недавно была проверка, думали, что в горсовете работает целое правовое управление, потому что все акты с юридической точки зрения безупречны. А когда узнали, что у нас в штате один юрист, очень удивились…

   - В структуре горсовета, как известно, создано четыре комитета. Они работают не на освобожденной основе?
    - Нет, у них за работу материального вознаграждения никакого нет по закону.  Они имеют право только на получение компенсаций на расходы, связанные с выполнением депутатской деятельности. Надо платить за содержание общественных приемных, за коммунальные услуги, за аренду помещений и все остальное.
   У депутатов есть внештатные помощники - оплачиваемые и неоплачиваемые. Зарплата оплачиваемого помощника составляет четыре с половиной тысячи рублей. Говорят, что этого не достаточно. Но пока существует такая зарплата и других расходов не предусмотрено. У нас есть расходы, связанные с исполнением наказов, но это не депутатские деньги, а бюджетные. 

   - Обратная связь между властью и жителями города осуществляется в том числе и через систему наказов избирателей. Какие изменения в ней произошли?
   - Действительно, поменялось многое. Раньше в условиях экономической нестабильности и недофинансирования руководители муниципальных предприятий вынуждены были по каждому вопросу выделения средств (порой даже пустяковому) обращаться к депутатам. Сейчас действует положение, согласно которому наказы жителей официально регистрируются и находят отражение в различных муниципальных программах.
    Это было, кстати, очень трудное и непростое решение. Но сегодня даже те из депутатов, кто первоначально были против, убедились в эффективности такого планового подхода.

    - О чем чаще всего просят горожане?
    - Больше всего их интересуют обустройство придомовых территорий, организация игровых и спортивных площадок. Благодаря контактам депутатов со своими избирателями удалось согласовать с районными администрациями первоочередные адреса для обустройства таких объектов. С начала года благодаря этой инициативе в Улан-Удэ появилось 82 новых площадки, активизировались занятия детским спортом. Стали заниматься даже пенсионеры, потому что установленные во дворах тренажеры позволяют получать дозированную физическую нагрузку людям любого возраста.
Причем все тренажеры антивандальные, должны прослужить достаточно долго.

Жить по Уставу

   - Есть понятие правового государства. Можно ли назвать Улан-Удэ «правовым городом» и в чем основное отличие по сравнению с его прежними статусами?
   - Устав муниципального образования «городской округ «город Улан-Удэ» – основной документ, наша «конституция». Если мы неукоснительно исполняем положения Устава, значит, мы существуем в правовом поле.
   В советское время ведь таких документов не было. В Конституции СССР была прописана руководящая и направляющая роль КПСС, избирательное законодательство существовало в условиях жесткой административной системы. Было огромное количество депутатов, в разы больше чем, сегодня. Тогда депутаты занимались тем, что помогали реализовывать программы и поручения партийных органов на местах.

   - На западный манер можно это назвать муниципалитетом?
   - Да, это типичный муниципалитет. Когда депутаты принимают решения, а политические решения и хозяйственная жизнь разделены, это и есть классический муниципалитет.
   Да, у нас на сегодняшний день есть Устав. Он принят, законен, утвержден министерством юстиции, и он действует. Пока ничего другого нет.
   Это не нарушение каких-то демократических основ и принципов, это вопрос конструкции власти. Власть по своему смыслу, по закону – это процесс непрерывный. То есть если будет допущено нарушение непрерывности, то это уже будет не власть. Поэтому и принимаются соответствующие решения сегодня и сейчас. Поэтому последовательность в переменах в муниципальной власти должна быть такая, как записано в нашем Уставе.

   - Наших читателей интересует не только история городского Совета, но и ближайшее будущее, которое ожидает представительный орган. В какую сторону он будет видоизменяться? Введение прямых выборов мэра рано или поздно будет оформлено в федеральном законодательстве. Как это может отразиться на институте сити-менеджмента?
   - Никак не отразится. Если вы посмотрите проект закона, то убедитесь, что в случае принятия он только закрепит статус института сити-менеджеров. В существующем законопроекте предполагаются  прямые выборы при двух условиях: либо человек избирается главой МСУ и возглавляет иполнительно-распорядительный орган, либо идет на прямые выборы и возглавляет депутатов, сам не являясь депутатом. Вот здесь есть конфликт, это нереализуемо практически. А если выбранный человек возглавляет исполнительно-распорядительный орган, то он по смыслу в одном лице представляет орган МСУ – главу, но при этом все равно должен быть наемный глава администрации.
   Если возвращаться к самой исходной системе, то в ней ничего нового не было. Это система, которая работает в большинстве стран мира. Дело заключается в том, что всегда нужно пытаться разделить работу от процесса принятия решений и наделения средствами до исполнения этих решений. Потому что люди, которые сами принимают решения и сами их выполняют - это возможность коррупции.
  И поэтому, я считаю, надо отделять политику и исполнение хозяйственных решений. То есть человек, который занимается хозяйством, должен заниматься этими вопросами не с точки зрения «я кому-то что-то обещал», он просто обязан работать, потому что это его работа. И в этой конструкции предусмотрен срочный контракт.
   То есть решения принимает представительный орган, эти решения финансируются после подписания главой, а исполнение этих решений возлагается на исполнительно-распорядительный орган, глава которого имеет контракт с представительным органом. Если возникает какой-то вопрос с неисполнением этих решений, контракт расторгается.
   Вообще, мне кажется, что и название руководитель администрации и название сити-менеджер не в полной мере отвечает сути этой работы. Правильно было бы назвать это проект-менеджером. Потому что для реализации каких-либо проектов может быть достаточно, например, нескольких месяцев. Если не получилось - стороны по обоюдному согласию расторгают контракт, и никаких обид.

Валерий Цыдыпов,
"Информ Полис" № 46 от 14.11.2012 г.


СКАЧАТЬ В PDF ФОРМАТЕ

Возврат к списку

За неделю эту страницу загрузили 1 раз.
За последние сутки эту страницу загрузили 1 раз.
Увидели ошибку?
Выделите слово или предложение, содержащее ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
© Web-разработка и техническое сопровождение: Управление информатизации и информационных ресурсов Администрации г.Улан-Удэ
Оптимальное разрешение для просмотра не менее 1280x1024.
Рекомендуется использовать браузеры Microsoft IE 7.0+, Mozilla Firefox 3.0+, Opera 9.0+, Google Chrome, Safari 3+.
Бесплатные средства просмотра документов: Word, Excel
Группа редакторов текущего раздела:
Улан-Удэнский городской Совет депутатов