X Страница загружается...

Подождите
Улан-Удэ.рф Официальный сайт органов местного самоуправления Улан-Удэ.рф Интернет-приемная Карта сайта RSS-лента

У нас сейчас:

17:41

2..4 °C

Туристические программы

Дата последнего изменения: 1 Апреля 2009 г.

Праздники
Иволгинский дацан
Семейские


Основные туристские программы.

 
v           Обзорная экскурсия по городу Улан-Удэ с посещением основных достопримечательностей (автобусный маршрут). Город расположен в пределах Иволгинско-Удинской межгорной впадины у слияния рек Селенги и Уды. Впадина представляет собой обширное понижение между хребтами Хамар-Дабан и Улан-Бургасы, на которых располагаются площадки, открывающие   превосходную панораму города.
v             По Большой Николаевской…пешеходная экскурсия. Главная улица города в разные времена называлась Трактовой, Большой, Большой Николаевской, сейчас носит название улицы Ленина. Сегодня часть улицы стала пешеходной и является настоящим украшением центра города.
v             В Улан-Удэ немало музеев, посетив которые можно прикоснуться к истории республики и ее столицы. Один из самых уникальных музеев региона и страны - Этнографический музей народов Забайкалья под открытым небом. Здесь можно получить полезную информацию о жизни народов, населяющих республику у Байкала. Единый архитектурный ансамбль под открытым небом вместе с природным ландшафтом создают подлинную картину жизни и быта эвенков, бурят и русских 19-20 веках. В музее представлены исторические поселения, которые показаны самостоятельными комплексами: археологический, эвенкийский, бурятский (предбайкальский и забайкальский), русский старожильческий, старообрядческий. В живом уголке музея можно увидеть представителей фауны Забайкалья.
v             В 40 минутах езды от города находится центр буддизма России - Иволгинский дацан. В котором расположена официальная резиденция Главы Буддийской Сангхи России Хамбо-Ламы Дамбы Аюшева. С 1991 года здесь находится буддийский институт «Даши Чойнхорлин». В дацане хранится феномен последних лет саркофаг Нетленного Тела хамбо-ламы Итыгилова. В 1927 году он, будучи буддийским йогином высокого уровня, добровольно ушел в нирвану, был помещен в деревянный саркофаг и закопан в земле в позе сидячей медитации. В 2002 году тело было извлечено из земли и помещено в Иволгинском дацане. Множество исследований показали, что по своим характеристикам тело и мозг ламы соответствует характеристикам живого организма.
v             Организация экскурсионного маршрута «в гостях у Семейских». Семейские – потомки старообрядцев, переселенных в Забайкалье в XVIII в. Прием в доме у семейских с фольклорной программой, угощением традиционным старообрядческим обедом, показом семейских костюмов, а также обряды и старинные игры вместе с гостями.

Праздники

Сагаалган
 
Сагаалган в переводе означает «Белый месяц»— это Новый год по лунному календарю, один из самых популярных праздников в Бурятии. Это общепринятый праздник, объединяющий старые и новые традиции. Сагаалган  отмечался как праздник всеобщего "дня рождения". Истоки праздника уходят в далекое прошлое, но, тем не менее, его сущностные моменты дошли до наших дней. В частности, правила праздничного этике­та в течение многих веков передавались из поколения в поколение, сохранили особое отношение к старшим по возрасту. Буддистское духовенство встречает Сагаалган в дацанах, совершая по этому случаю специальный многодневный новогодний молебен, который длится 15 дней. Многие миряне стараются попасть на этот новогодний молебен, чтобы помолиться за благополучие в новом году, совершить все обряды, связанные с новым годом.
Прежде всего члены каж­дой семьи поздравляли друг друга, обя­зательным было посещение родителей и старших родственников с преподне­сением подарков и благопожеланий (юреол). Новогодний этикет приветствия отличался от обычного, каждоднев­ного. Сагаалганский приветствен­ный жест "золголго" (от "золгохо" - здесь "поздравлять с Сагаалганом", вообще "встречать") выражает идею преемственности поколений: млад­ший протягивал руки ладонями вверх, выражая готовность воспри­нять от старшего его знания, опыт и мастерство, а старший на протя­нутые к нему руки возлагал свои, ладонями вниз. Этот жест означает также и то, что младший по возрас­ту - всегда опора и поддержка стар­шего.   - жест "золголго" сопровождался приветствием "Мэн-доо! Мэндэ амар!" - "Будьте здоро­вы".
Каждый народ, бережно отбирая из своих традиций и обычаев ценное и непреходящее, дорожит и своей национальной кухней. В дни празднования Белого месяца - Сагаалгана белая молочная пища занимает самое почетное место на алтаре, как подношение Богу, и на праздничном столе.
Последний день старого года называется «бутуу удэр». Накануне нужно чисто убрать свой дом, наготовить как можно больше еды и вывесить на стены изображение почи­таемых в семье божеств, перед каждым из которых зажига­ется лампада именно в день перед Сагаалганом. 
Праздничная обстановка, внимание людей друг к другу, непременные встречи, взаимное одаривание, воскрешение традиций и значимость Сагаалгана в народном календаре - все это делает его желанным праздником, все обряды не­сут в себе глубокий смысл и в них проявляется стремление к укреплению связи поколений, к созданию здоровой пси­хологической обстановки, к обеспечению преемственнос­ти в культурно-духовном наследии.

Сурхарбан

       Обряд почитания Земли проходил летом и считался вторым по значению праздником у бурят. В его основе – доламаистский культ Большой Тайлаган.
        Ритуальная часть праздника обычно проходила на горе, где делались жертвоприношения хозяевам – духам местности возле обо. «Небо – Отец, Земля – Мать!» — восклицал, спешившись с коня, человек и расправлял прибитую копытами траву. На заре он поднимался в гору к обо – жертвенным камням, испрашивая у небожителей – тэнгринов, духов – эжинов позволения служить их земле. После молебствования, внизу в степи наступал черёд игрищам и состязаниям. Они влючали в себя стрельбу из национального лука, стрельбу из спортивного лука, бурятскую борьбу и скачки. Это был истинно народный праздник, собиравший толпы народа со всей округи. Таковым он остаётся и сегодня под названием «сурхарбан».
        Сурхарбан. Это звучное слово издавна завораживало и привлекало людей на праздник – стремительный, как звон стрелы или полёт скакуна, радостный как песня и танец. Сурхарбан – это состязание метких, сильных и быстрых.
         В давние времена мишени для стрельбы из лука делали из кожаного ремня –«сур». Потом это название перенесли на другие мишени из кожи, а соревнования по стрельбе – сурхарбан – стало названием всего праздника. И не случайно. Лук и стрелы исстари висели в юрте на почётном месте, никому нельзя было переступать через них. Стрела играла важную роль в обрядах призывания плодородия, счастья, была талисманом – оберёгом.
          Сколько сказок и легенд связано с верными помощниками и друзьями людей – скакунами. В сказках, народных преданиях они выручают героев, служат верой и правдой. В напряжении держат зрителей соревнования конников. Заезды русских троек, рысаков, скачки и конкур, самый увлекательный и техничный вид состязаний. Участники скачек соревновались на дистанции три – четыре километра. Хозяин беговой лошади выхаживал её за месяц до скачек. После скачек произносилась хвала коню, пришедшему первым:
         Мифической птице Гаруди и орлу уподоблялся и победитель в бурятской борьбе, который исполнял танец в её честь. В борьбе проигрывал тот, кто хоть коленом или пальцем касался земли, — отголосок прежних верований о неприкосновенности Матери – Земли. Победитель же воспарял к Небу.
         Борьба всегда была украшением Сурхарбана. Привлекательна она, по мнению болельщиков тем, что в национальной борьбе не всегда выигрывает более сильный или тяжёлый атлет. Нужна ещё и ловкость: правила неумолимы – коснулся рукой земли – выбыл из турнира. Всегда схватки были острыми, приносили немало сюрпризов. Наградой победителю, как правило, служил живой баран, которого победитель уносил на руках под восторженные крики зрителей.

Масленица
       Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.
       Традиции Масленицы – это завещание наших предков жить в гармонии с природой. Вся неделя встречи честной, широкой, веселой, госпожи и боярыни Масленицы проходит с сибирским задором и щедростью широкой.
       Масленичный календарь: в понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками.
          В Прощенное воскресенье Масленицы на открытых площадках города Улан-Удэ при большом стечении горожан и гостей республики проходят широкие гуляния с печением ароматных блинов, с участием скоморохов, певцов и танцоров. Народ с удовольствием кружит в хоровод, подпевают заводным песням и частушкам в уникальном Этнографическом музее народов Забайкалья.
          Традиционное сожжение яркого чучела Масленицы (кукла из соломы, которую наряжают в кафтан, опоясывают кушаком, обувают в лапти) служит знаком прощания с холодной зимой. В конце праздника улыбающееся чучело Масленицы делает торжественный круг почета и под общее веселье сгорает в пламени высокого костра, чтобы возродиться через год.

День города.

      Традиционно каждый год отмечается праздник День рождения нашего города. Праздник, включающий  в себя выставки, концерты, театрализованные представления, народные гуляния, игровые и развлекательные программы для детей и молодежи, шоу – программы, праздничный фейерверк.
День города начинается с театрализованного представления на центральной площади и плавно перемещается на другие улицы столицы, где веселиться с артистами народ, идет бойкая распродажа, а вечером обязательно зажигают эстрадные звезды и пускают грандиозный фейерверк.
        Стало традицией накануне праздника открывать памятники, фонтаны и другие архитектурные сооружения. Это самые весомые подарки, которые останутся на века нашим потомкам. Радушно встречаем гостей из городов-побратимов и оказываем все лучшее, что у нас есть. Не скупимся на подарки, на улыбки, на признание в любви к нашей солнечной столице.

За неделю эту страницу загрузили 1 раз.
За последние сутки эту страницу загрузили 1 раз.
Увидели ошибку?
Выделите слово или предложение, содержащее ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
© Web-разработка и техническое сопровождение: Управление информатизации и информационных ресурсов Администрации г.Улан-Удэ
Оптимальное разрешение для просмотра не менее 1280x1024.
Рекомендуется использовать браузеры Microsoft IE 7.0+, Mozilla Firefox 3.0+, Opera 9.0+, Google Chrome, Safari 3+.
Бесплатные средства просмотра документов: Word, Excel
Группа редакторов текущего раздела:
Комитет экономического развития и туризма