Яндекс.Метрика
X Страница загружается...

Подождите
Улан-Удэ.рф Официальный сайт органов местного самоуправления Улан-Удэ.рф Интернет-приемная Карта сайта RSS-лента

У нас сейчас:

18:52

-8..-10 °C

«О внедрении различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста»

Дата последнего изменения: 19 Марта 2009 г.

«О внедрении различных моделей обеспечения равных     стартовых возможностей для детей дошкольного  возраста» 
(доклад на городской конференции «Развитие новых форм дошкольного образования в современных социально- экономических условиях»)

Первый заместитель  председателя Комитета по образованию
О.Я.Пихеева

Уважаемый  президиум уважаемые  участники конференции!

Сегодня   мы  собрались, чтобы  обсудить  одну  из  самых сложных проблем   в  социальной   структуре  города - обеспечение  максимальным  охватом  детей  дошкольным  образованием и выработать пути решения  этой  задачи.

На  данный  момент  в  г.Улан-Удэ   зарегистрировано  38.890 детей  в возрасте  от рождения  до  7 лет.
Охвачено  системой  дошкольного воспитания  15.892  ребёнка, что  составляет  всего 58,8 %  от  общего числа  детей  города  Улан-Удэ.

На  сегодняшний  день в муниципальной  очереди   на место в детском саду  стоит 13340, ежемесячно список  увеличивается  приблизительно  на 500 человек.

Для  решения задачи  обеспечения детей  дошкольным  образованием  в городе действует  70  муниципальных детских  садов , 8 ведомственных. Кроме того, функционируют  8 частных дошкольных  учреждений  различного типа. Это, к  примеру , Центры  раннего  развития  ребёнка  «Умница», «Бибигон», Центры  дополнительного образования «Интерра», «Интеллект», частный детский  сад  «Престиж» и др., которые охватывают дошкольным образованием почти  400 детей. Как муниципальные  и ведомственные детские сады  эти дошкольные  учреждения  очень нужны  городу. Однако,  этого  крайне недостаточно,так  как,  востребованность  в услугах  дошкольного образования  значительно  возросла.

Вопросы организации дошкольного образования  стоят на постоянном  контроле   Администрации г.Улан-Удэ. Буквально  на прошлой неделе прошло рабочее совещание  у мэра г.Улан-Удэ  Г.А.Айдаева  с участием  руководителей   районных  Администрации, других руководителей  структурных  подразделений , на котором обсуждались   вопросы принятия  неотложных мер по  созданию  дополнительных мест в системе дошкольного образования.

Комитет  по  образованию  находит  пути   решения проблемы     по  снижению  очередности   в детские  сады    через  следующие направления:
-во-первых,это плановое  высвобождение мест  в  детских  садах  по завершению  учебного  года  и  предоставление путёвок  другим  детям ;за  2008 год  таким образом 2999 детей  получили места  в детских садах. В настоящее время готовятся списки на получения путёвок 3.500 детей  из муниципальной очереди;
-во-вторых, это строительство  новых детских садов, пристроев  к действующим,  к примеру,  в  феврале 2009 года   сдан  в эксплуатацию  новый  корпус детского сада № 15 в п.Аэропорт и 295 детей получили возможность посещать его. В  этом году будет завершено  строительство детских садов  № 62  в Железнодорожном районе  и № 51  в п.Загорск   и 320  детей  получат  путёвки.

Совместно  с   Республикой  Бурятия  планируется  строительство  детского сада на 240 мест в 20 а квартале в Октябрьском районе,

Кроме того, изучены внутренние отраслевые  резервы  по открытию  дополнительных групп  за счёт пустующих  помещений  в детских садах и школах. Таким путём будет решаться проблема с очерёдностью  в посёлке Загорск ,где на базе трёх детских садов  №33,№10,№161 будут открыты 4   дополнительные  группы.  Школа-сад № 92  Октябрьского района  также проводит мероприятия  по предоставлению  дополнительных 30 мест в своём  учреждении. Заведующие детских садов  всего города   в 2008 году  провели оптимизацию  своих помещений  для расширения площадей для приёма дошкольников.

Рассматривается возможность обеспечения местами детей  в п.Мясокомбинат  за счёт  открытия двух групп детского сада  в  незадействованных  площадях  школы № 31. Только для реализации мероприятий  по открытию дополнительных групп, обеспечение заработной платой  воспитателей необходимо не менее 30 млн. рублей  городской казны. Несмотря  на крайний дефицит бюджетных средств  город готов пойти на изыскание  финансирования на  эти нужды.

Выполняя поручение Правительства  РБ, мэра г.Улан-Удэ в  активизации  действий по развитию сети дошкольных учреждений Комитет  по образованию продолжает работу по возврату  бывших детских садов. Мы намерены  вернуть свои помещения  в школе –сад №89 , а это  три группы,  а также здание детского сада  ,которое занимает республиканский  лицей № 61.

Одним  из направлений  в работе  Комитета по образованию  является  сотрудничество  с частным  инвестором. В настоящее время передаётся  под детский сад  здание   бывшей   школы  № 39  в безвозмездную  аренду  на 46 лет  с условием, что  1 сентября этого года 60 детей  получат  там свои места. Отрабатываются  вопросы  с частным  инвестором так же  по  детскому саду № 13  на Верхней Берёзовке.      

К  сожалению, частный детский  сад  «Престиж»  ,которому было передано ещё  одно здание по ул.Комсомольской ,  до сих пор не выполнил своих обязательств  по открытию  там  детского сада.

Для города очень важно завершение строительства  второй очереди  школы №  6  в п.Орешково. Кроме того, что в этом нуждаются  дети  школьного возраста,  после завершения этого  строительства  высвобождается  здание школы№21 «Байкальская  перспектива»   под  детский  сад  на 100 мест.

Как вы видите, Администрация города  Улан-Удэ, Комитет  по образованию  делают всё возможное  по расширению услуг дошкольного образования. Сегодня  усилий только мэрии недостаточно! Нужны активные, энергичные  инициативы  горожан.

Поэтому  мы  собрали  вас  в этом  зале, чтобы  вместе подумать, что ещё  можно сделать, обсудить возможности  альтернативных подходов к созданию иных моделей  дошкольного образования, используя  Ваш интеллектуальный  и финансовый  капитал!             

Уважаемые  присутствующие !

На слайде мы предлагаем   вам перечень  документов, регламентирующих деятельность  альтернативных  форм  организации дошкольного образования. Одним  из них  является  Письмо МО РФ от 31.01.2008 года, в котором определены    в рамках  реализации Концепции модернизации российского образования различные  модели обеспечения  равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных  социальных групп и слоёв населения.

Предлагаем Вам три основные модели:
-Модель № 1, реализуемая в группах полного дня на базе дошкольного образовательного учреждения (это наши традиционные детские сады).
-Модель № 2, реализуемая в группах кратковременного пребывания детей от 2 до 5 часов .
-Модель № 3 , реализуемая  в условиях семейного воспитания.

Модель №1 мы знаем.

Поговорим  о  модели № 2. Данная  модель  альтернативных форм  организации деятельности  актуальна  для всех форм собственности.              

Анализ  анкетного опроса   желающих  организовать частные образовательные услуги выявил, что  20% опрошенных  интересует именно эта форма  организации дошкольного образования, 16,8 % -группы полного дня , остальные не определились с режимом работы.

На сайте Администрации г.Улан-Удэ  выставлен проект положения о группах кратковременного пребывания детей. Группы организуются    с целью  обеспечения права  выбора родителями  более гибких форм организации дошкольного образования  ребёнка, коррекционно-педагогической и медико-психологической помощи детям,воспитывающимся  дома,  а  также  консультативно-методической  поддержки их родителей.

Задачей  реализации  данной  модели  является прежде всего обеспечение  развития детей, не посещающих  ДОУ, формирование предпосылок учебной деятельности, успешную социальную адаптацию детей.

В структуре положения прописаны:
-порядок работы ГКП ;
-содержание  образовательной работы;
-руководство и кадровое обеспечение;
-финансирование  и ответственность  за организацию данной деятельности.   

Этот  документ  будет представлен  на рассмотрение и утверждение  сессией  Улан-Удэнского городского Совета  депутатов  и станет основополагающим документом для  тех, кто имеет  или будет открывать ГКП  дошкольников.

Кроме того для тех, у кого ГКП организуется  на базе ОУ  должен быть локальный акт  об открытии этих групп.

На сессии  Улан-Удэнского городского Совета депутатов  будут рассмотрены тарифы (нормативы)  платных образовательных услуг. В том числе и ГКП для дошкольников.

Для внедрения  модели № 2  необходимо:
- определить потребность родителей  в данных группах.

Комитет по образованию запустил анкету  среди родителей    с цель изучения   потребности  в ГКП  и других  формах  дошкольного образования. Однако,  вам  самим  также необходимо   изучить этот вопрос  на вашем микрорайоне.
-оформление  и оборудование помещений  группы, проведение родительского собрания  для  определения оптимального режима работы;
-подбор программ   и технологий  для работы  с  детьми;
-обучение  и профессиональная переподготовка  педагогических кадров ( по необходимости);

Надо  отметить, что в г.Улан-Удэ  уже  функционируют  ГКП  для дошкольников  в 33 общеобразовательных учреждениях  и ряде учреждений  дополнительного образования  с  охватом  1100 детей.

Есть ещё  руководители ОУ, которые   поддерживают  инициативу  открытия групп предшкольного образования  и раннего развития  детей.

Существует достаточно широкий  спектр  видов  и типов ГКП .

Мы  вам предлагаем   наиболее распространённые из них.

Преддошкольное образование (ранний возраст  1.6-3 лет).

Примерные формы организации:
• Адаптационные ГКП детей ясельного возраста («Прогулочные группы», «Группы общения», «Игровые группы»);
• Семейные  ГКП для детей 1-3 лет и их родителей в специально организованных семейных комнатах;
• Группы «Надомного образования» (работающие матери объединяются и приглашают  воспитателя к 3-6 детям). Проблема: данные группы пока   не имеют нормативно-правового обеспечения, они  являются нелегитимными. Возможный вариант их легализации – прикрепление к ДОУ.

Дошкольное образование  (3-7 лет)
1.Создание ГКП детей разной направленности:
• Для детей 3-7 лет в закреплённой группе, на время занятий;
• Для детей -3-7 лет в специально выделенном помещении общеобразовательного помещения, культурного центра (это может быть 3-4 сменный режим работы);
• ГКП или консультативные пункты  по обслуживанию детей 2-7 лет  с особыми потребностями, специалистами  и медицинским персоналом ДОУ в кабинетах (например, коррекционные ГКП);
• Услуги для детей со статусом «особый ребёнок», интегрируемых в обычную группу на  более короткое время;
• Оздоровительные группы для часто болеющих детей;
• Для детей 5-7 лет во второй половине дня для подготовки к школе;
• Клубные группы выходного дня;
• Группы  вечернего пребывания  с этнокультурным  компонентом (для двуязычных детей);
• Группы спортивной направленности  для детей 3-7 лет;
• Группы музыкальной подготовки;
• Группы художественно-эстетической направленности;
• Группы «Игр и забав»  в период школьных каникул для  детей  дошкольного возраста;
• Группы праздничного дня, группы радостных событий;
2.Создание игровых площадок при ДОУ  как  детский  культурно-образовательный парк.
3.Открытие детского летнего оздоровительного лагеря для дошкольников при ДОУ.
4.Открытие Центров игровой поддержки   при ДОУ (например, каждую пятницу в 16.00 часов в ДОУ работает Центр игровой поддержки детей, детей ,не посещающих  детский сад).
5.Открытие филиалов ДОУ.
Открытие игровых, развивающих  центров  (групп) для детей  работников предприятий, учреждений, организаций, (на их базе или на базе ДОУ) с педагогическим обеспечением ДОУ ;
6.Дошкольные группы  как структурное подразделение  общеобразовательного учреждения  с разным режимом их функционирования, группы при Домах детского творчества.

Перейдём к модели № 3

Модель № 3 .Для внедрения  модели №3,реализуемой  в условиях  семейного воспитания, Комитет по образованию изучил опыт Республики Башкортостан  и других регионов. Реализация  данной модели возможна  в многодетных семьях, имеющих 3 и более детей  в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. По месту проживания  данной семьи, обеспечивающий присмотр, уход и оздоровление, воспитание и обучение детей дошкольного возраста. Целью создания групп семейного воспитания  является поддержка  многодетных семей. Модель №3 Предоставляет многодетным родителям возможность трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей. В штатное расписание ДОУ  вводится дополнительная ставка воспитателя. На эту должность принимается родитель многодетной семьи. Он будет получать зарплату. Обязательным условием для организации  группы семейного воспитания является то, чтоб родитель, чаще всего мать,  занимающаяся воспитанием детей, имеет  педагогическое образование. Группа семейного воспитания  может быть создана  в квартире, соответствующей санитарно-гигиеническим  требованиям. Если многодетная мама, имеющая  группу семейного воспитания не прочь взять в свою группу 1-2 детей из других семей, это возможно, если их родители не будут против. Опыт открытия  семейных групп  достаточно  интересен и изучается применительно к нашему городу.

Уважаемые  присутствующие !

Сегодня мы проводим  первую городскую конференцию, посвящённую проблемам развития сети дошкольных учреждений. Мы надеемся, что разговор,который  состоится,будет конструктивным и полезным  для всех нас.  Предложенные  модели организации дошкольного образования  прошли  экспертизу  практического применения  в разных  регионах  нашей страны.

Думаем,что вы также сможете  их использовать в своей образовательной деятельности.

Следует признать,что  в связи с возросшим спросом населения города на услуги дошкольного образования необходимо приложить совместные усилия Администрации города, Комитета по образованию, гражданского сообщества и бизнес-структур.

Вместе  с тем, предоставление мест  в  дошкольных учреждениях  всех видов и типов должно производиться при полном соблюдении всех норм  и требований  для обеспечения безопасности здоровья и жизни  детей. Вам, инициаторам частного сектора  в образовании , мы готовы оказывать  методическую поддержку    в организации учебного процесса, консультативную помощь  в  формировании нормативно-правовой  базы ваших учреждений.

И в заключении : « Государство ничего не может сделать для граждан, если граждане ничего не делают для государства» .

За неделю эту страницу загрузили 1 раз.
За последние сутки эту страницу загрузили 1 раз.
Увидели ошибку?
Выделите слово или предложение, содержащее ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
© Web-разработка и техническое сопровождение: Управление информатизации и информационных ресурсов Администрации г.Улан-Удэ
Оптимальное разрешение для просмотра не менее 1280x1024.
Рекомендуется использовать браузеры Microsoft IE 7.0+, Mozilla Firefox 3.0+, Opera 9.0+, Google Chrome, Safari 3+.
Бесплатные средства просмотра документов: Word, Excel
Группа редакторов текущего раздела:
Комитет по образованию