X Страница загружается...

Подождите
Улан-Удэ.рф Официальный сайт органов местного самоуправления Улан-Удэ.рф Интернет-приемная Карта сайта RSS-лента

У нас сейчас:

18:38

-26..-28 °C

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ТАЛАНТ ПЕДАГОГА – КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дата последнего изменения: 17 Апреля 2009 г.

Педагогическое творчество – это сложный психолого–педагогический процесс, в ходе которого развитие творческой личности приобретает все большую актуальность. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель-предметник, педагог дополнительного образования, тренер-преподаватель - он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Сегодня педагог во имя развития личности учащегося сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства, пути и средства развития профессионализма.

Творчество педагога не ограничивается занятием или массовым воспитательным мероприятием, а проявляется в процессе всей педагогической деятельности. Мастерство педагога строится на таких принципах, как самостоятельность, практическая направленность, системность, учет индивидуальности. Доброжелательность, внутренняя и внешняя культура руководителя  объединения дополнительного образования привлекают детей, определяют в развитии ребенка такое направление, которое было бы сообразно его природе, вело бы к самосовершенствованию, развитию природных данных. Дети тянутся к такому подлинному лидеру ребят, подражают ему, прислушиваются к советам и выполняют его требования.

Творчество педагога предполагает и методические инновации, обеспечивающие применение новых приемов и форм обучения детей. Его творческие поиски часто вступают в противоречие с ранее сложившимися взглядами и оценками. Преодоление этих противоречий становится источником совершенствования учебно–воспитательного процесса, импульсом к новым педагогическим открытиям. Этому способствует личностный подход педагога дополнительного образования, педагога-организатора, тренера-преподавателя,  социального педагога к непрерывному самообразованию и самовоспитанию. Реализация такого подхода на практике приводит к возможности успешной реализации рабочей образовательной программы и в целом программы развития учреждения.

Дополнительное образование в Российской Федерации и в городе Улан-Удэ в частности остаётся стабилизирующим фактором развития гуманистических идей воспитания растущей личности, так как у нас имеются определенные возможности  для совершенствования  методики воспитательного воздействия на ребенка.

В отличие от школы,  в учреждении дополнительного образования детей нет стандартов, нет оценок; педагоги в праве разрабатывать авторские программы, самостоятельно определять цели и  задачи, выбирать формы учебных и внеучебных занятий.  Наша задача, как системы образования,  - способствовать развитию хороших, лучших черт в детях. В этом подходе мы видим суть воспитания.

Сеть муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей на сегодня  представлена 44 учреждениями: это городской Дворец детского (юношеского) творчества, 4 Дома творчества, 15 центров, 2 станции (юных туристов и техников), 4 загородных лагеря с образованием юридического лица и 18 спортивных школ (ДЮСШ и СДЮШОР).  Общий охват составил 22 755 детей, что составляет около 40 % от общего количества  детей, проживающих в г. Улан-Удэ.

В организации работы детей в кружке, в школе или дома психологически существенным является отношение педагога к инициативе ребенка. К сожалению, современные сравнительные данные по показателям креативности, творческости детей в России (в сравнении с 80-ми годами) обнаруживают неблагоприятную динамику сдвигов этих характеристик с возрастом у наших школьников. В первую очередь это связано с тем, что наше среднее общее образование слабо ориентировано на развитие творческого потенциала учащихся. Преобладает работа по заданным эталонам, по готовым правилам и схемам, дедукция, вербально-символический язык, а не более естественный для большинства ребят образный, практический, т.е. прикладной. В школе, тем более в условиях значительного сокращения часов по вспомогательным предметам, сегодня  нет программ, специально направленных на развитие творческого мышления детей, на развитие самостоятельности выбора и построения поведения, смелости в суждениях, добровольности, общественной инициативы. Учитель-предметник обычной школы, зажатый тисками базисного плана и жестких требований всеобщей стандартизации обучения, имеет мало возможностей для собственного творчества и для его развития у своих подопечных. Больше таких возможностей у педагога дополнительного образования.

В максимальной степени стимулируют творческое самовыражение воспитанников педагоги, имеющие в своем личностном арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса.

В этой связи необходимо назвать педагогов-новаторов, подлинных энтузиастов своего дела, вдохновителей целых направлений в работе: это Мангутханова Вера Филипповна, руководитель ансамбля бального танца «Вдохновение» городского Дворца, Вставская Ольга Иннокентьевна, руководитель студии «СКЭТ» ГДДЮТ, заведующая экологическим центром Родионова  Нина Михайловна, Иванова Наталья Васильевна, педагог Российской гимназии № 59, Жамсаранова Жаргалма Александровна, методист по ИЗО и ДПИ Дома детского творчества Советского района, Гайдаенко Елена Анатольевна, руководитель кружка оригами средней общеобразовательной школы № 43, Шишулькин Станислав Юрьевич, педагог-организатор городского Центра допризывной подготовки и патриотического воспитания, Шершнёва Светлана Николаевна, руководитель ансамбля «Квартал-Дэнс» Октябрьского Дома творчества школьников, Кушнарёва Татьяна Винальевна, руководитель ансамбля песни и танца «Акварель» средней школы № 8, Дикань Юлия Фёдоровна, педагог дополнительного образования школы № 32,  Байслесова Лиана Кызыоловна, педагог допобразования средней школы № 57, Стоянова Инна Геннадьевна учитель музыки  школы № 26, Шатрова Светлана Геннадьевна, ПДО средней школы № 63, Майорова Екатерина Павловна, преподаватель ИЗО и черчения  гимназии № 14, Короткова Ирина Ивановна, ПДО средней школы № 7, и многие-многие другие. И конечно, мы можем гордиться педагогами дополнительного образования, которые становятся финалистами городского конкурса и достойно представляют город на Республиканских конкурсах ПДО «Сердце отдаю детям». Так, педагог студии «Грация» городского Дворца Богатых Светлана Григорьевна и тренер-преподаватель ДЮСШ № 3 Николаев Владимир Владимирович вошли в  тройку победителей Республиканского конкурса «Сердце отдаю детям» 2009 года. Этот конкурс как раз призван повысить престиж профессии педагога дополнительного образования, выявить ярких, талантливых лидеров малых социальных групп, новые подходы к организации общественно-полезной деятельности ребёнка.

Считаю, что педагогу дополнительного образования необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие воспитанникам сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски - это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности, повышения творческой адаптации к Миру. При наличии у педагога такого рода установок, которые будут неминуемо проявляться в конкретной работе, естественное творческое, испытательное отношение ребенка к себе и к окружающей природе будет не угасать, а, наоборот, поддерживаться и закрепляться.

К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим одарённость детей, личностным ориентациям педагога можно отнести следующие:
- поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;
- не мешать желанию воспитанника сделать, изобразить что-то по-своему; уважать точку зрения воспитанника, не подавлять ее своим “правильным” отношением и авторитарным мнением;
- предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;
- заниматься и иногда играть вместе с детьми - в качестве рядового участника образовательного процесса;
- больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;
- работать не на безусловное достижение результатов, а на охват детей общественно-полезной деятельностью;
- для внесения большего разнообразия в жизнь кружка, секции и изучения творческих способностей детей использовать психологические “творческие” методики и задания, творческие игры со словами, движениями тела, звуками, зрительными образами, вкусовыми, тактильными и обонятельными ощущениями, упражнения из курсов развития психологической культуры: общения, творческого мышления, психической саморегуляции, деловых качеств, самопознания и понимания законов устройства Мира.

Воспитание творческой личности у детей предполагает, следовательно, и развитие у них направленности на гармоничное протекание творческой деятельности, на самоорганизацию гармоничной жизни в целом. Творчество может радовать и укреплять личность, здоровье ребенка при разнообразно и процессуально ориентированной, его педагогической организации. И наоборот, оно, при дисгармоничном отношении педагога к результатам творчества детей, может фанатизировать их жизненную мотивацию и притязания, делать их стремления односторонними и зацикленными. В погоне за максимальным успехом педагог может поощрять сверхусилия и хронические перенапряжения, вредя тем самым здоровью детей. В таком случае неосознанно поощряются и завышенная самооценка и притязания, активируется стремление быть лучше всех, занять лучшее положение в группе и в обществе в целом. Такого рода стремления усиливают конфликтность личности в общении с людьми – и это недопустимо в системе дополнительного образования детей. 

Можно заключить, что самовоспитание конструктивных ориентаций – это одно из главных направлений профессионального развития и творческого роста педагога, повышающее эффективность его усилий по развитию естественных творческих наклонностей детей, воспитания гражданина, формированию индивидуальности. Внимательный, честный анализ своих отношений к воспитанникам и своего поведения на занятиях с ними с точки зрения рекомендуемых конструктивных личностных установок поможет выявить позитивные и слабые стороны своей педагогики и наметить путь изменения и улучшения организации работы, своих воспитательных действий.

Комитет по образованию города Улан-Удэ в пределах текущего финансирования отрасли приложит максимум усилий  по созданию условий для развития дополнительного образования, самореализации педагогов данной сферы, поднятия престижа профессии.

За неделю эту страницу загрузили 1 раз.
За последние сутки эту страницу загрузили 1 раз.
Увидели ошибку?
Выделите слово или предложение, содержащее ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
© Web-разработка и техническое сопровождение: Управление информатизации и информационных ресурсов Администрации г.Улан-Удэ
Оптимальное разрешение для просмотра не менее 1280x1024.
Рекомендуется использовать браузеры Microsoft IE 7.0+, Mozilla Firefox 3.0+, Opera 9.0+, Google Chrome, Safari 3+.
Бесплатные средства просмотра документов: Word, Excel
Группа редакторов текущего раздела:
Комитет по образованию