Яндекс.Метрика
X Страница загружается...

Подождите
Улан-Удэ.рф Официальный сайт органов местного самоуправления Улан-Удэ.рф Интернет-приемная Карта сайта RSS-лента

У нас сейчас:

0:07

11..13 °C

Доклад Трифоновой С.В.

Дата последнего изменения: 28 Августа 2009 г.

Уважаемые Вячеслав Владимирович, Геннадий Архипович!
Уважаемые коллеги!

Сегодня нам вместе предстоит подвести итоги деятельности отрасли «Образование» г.Улан-Удэ в 2008-2009 учебном году и определить ключевые задачи на ближайшую перспективу.

Система образования г.Улан-Удэ изменяется в соответствии с приоритетами образовательной политики, определенными федеральным центром. Важным фактором модернизации образования стал национальный проект «Образование», который выступил не только катализатором развития образования, но и оказал существенное становление инновационной экономики. В 2008-09 учебном году в системе общего образования поддерживалось  6 школ, внедряющих инновационные образовательные программы.Общий объем финансовой поддержки составил 13,2 млн.руб. Анализ программ развития учреждений образования показывает, что владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, решать проблемы самостоятельно – это те новые составляющие современного, востребованного обществом качества образования. Ресурсы сети Интернет в настоящее время широко используются учителями при подготовке к урокам и на уроках для поиска информации, погружения в языковую среду, создания мультимедийных презентаций, тестирования, подготовки к единому государственному экзамену, отработки общеучебных навыков, все это благодаря тому, что все школы города подключены к сети Интернет, все имеют компьютерные классы, а в 63 есть интерактивные доски. Это положительно сказалось на том, что наши дети достойно сдали ЕГЭ: мы имеем 11 стобальников, а в целом по итогам 2009 года в Сибирском федеральном округе г.Улан-Удэ занимает 1 место по сдаче ЕГЭ.

Уважаемые коллеги!

С 1 января 2008 года в системе общего образования осуществлен переход на нормативно-подушевое финансирование, проводится оптимизация сети общеобразовательных учреждений. Совместно с общественностью мы определяем и предъявляем требования к качеству образовательной услуги при переходе на новую систему оплаты труда
+  и  –  НСОТ 

С 1 декабря 2008 года муниципальные образовательные учреждения города – детские сады, учреждения дополнительного образования – перешли на новую систему оплаты труда. Мы называем ее «отраслевая система оплаты труда», так как каждое ведомство устанавливает свои системы оплаты труда с учетом специфики отрасли.

Реформа в сфере оплаты труда в образовании города осуществлялась параллельно с изменениями федеральной нормативно-правовой базы, регулирующей оплату труда.

Основной идеей введения новой системы оплаты труда является установление зависимости уровня заработной платы от качества и результативности труда конкретного работника. Считаю, что достижение этой цели возможно при установлении в фонде оплаты труда стимулирующей части не менее 30%.

Стимулирующие надбавки работники должны получать в случае достижения определенных качественно высоких показателей работы. Эта система оплаты труда дает больше свободы коллективу учреждения в определении объема финансовых средств, направляемых на стимулирующую часть заработной платы, в определении критериев, по которым будет начисляться стимулирующая часть зарплаты и механизм таких начислений.

На слайде в динамике вы видите, как изменилась заработная плата работников дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования  до введения отраслевой системы оплаты труда и после.

А вот как изменилась среднемесячная заработная плата учителей: в 2007 году среднемесячная заработная плата учителей в городе Улан-Удэ составила 9267 руб., в 2008 году – 11120 руб., на начало 2009 года – 11327 руб..

Как любая реформа, изменения условий оплаты труда порождают массу вопросов со стороны работников. Как все новое, «обкатка» новой системы оплаты труда невозможна без шероховатостей. Необходимо время на ее адаптацию. Для этого Правительство РФ дает время – три года. Сейчас городская нормативная база по новой системы оплаты труда работников образования уточняется и совершенствуется.

И мы обращаемся к Министерству образования и науки РБ с просьбой внести изменения в республиканскую нормативно-правовую базу, касающуюся нормативно-подушевого финансирования и новой системы оплаты труда. Предлагаем законодательно закрепить возможность установления органами местного самоуправления поправочных коэффициентов в зависимости от типа и вида учреждений.

В целом, новая система оплаты труда содержит механизмы, обеспечивающие заинтересованность работников бюджетной сферы в повышении качества предоставляемых услуг, что влечет справедливый рост заработной платы в зависимости от результатов труда каждого работника.

Уважаемые коллеги!

Государственная образовательная политика не только определяет приоритетные направления реформирования отрасли, но и задает идеологию. Сегодня эта идеология обращена к ученику. Никогда система образования столь явно не рассматривалась как институт, где главным благополучателем является ученик. Нормативно-подушевое финансирование в полной мере отражает эту идеологию. Ведь направление денежных потоков теперь зависит от того, какую школу выберут ученики и их родители. У каждого ученика есть свое мнение о том, что такое качественное образование. Мы должны поощрять учителя, который обеспечивает качество образования в соответствии с критериями, выработанными в том числе родителями и детьми. Если же семью сегодня  не устраивает концепция качества образовательной услуги, выработанная в одной школе, она может перевести своего ребенка в другую, продемонстрировав тем самым своей прежней школе, что ее представления о качестве неверны. Но, подчеркиваю, мы не просто ищем и находим механизмы, мы проводим идеологию. Нам необходимо донести новую образовательную идеологию через муниципальный уровень до каждой школы, до каждого класса, до каждого ребенка. Реформа образования меняет жизнь маленького человека. Поэтому лицо реформы – это ребенок, который вчера входил в школу, где все было устроено по-старому, а сегодня и завтра войдет в другую школу – ту самую, которую президент России Дмитрий Анатольевич Медведев назвал «нашей новой школой». В этой школе все должно быть устроено  совсем по-другому.

В послании Президента страны Федеральному собранию  отмечено, что «должна быть разработана специфика образовательных программ лицеев и гимназий в рамках реализации направления «Одаренные дети»,  для  сохранения данных видов образовательных учреждений необходимо введение поправочных коэффициентов. Президент страны ставит задачу о том, что российская школа не может быть «ветхой» и в прямом, и в переносном смысле. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно и психологически, и физически. Таким образом определена стратегия развития российского образования «Современная школьная инфраструктура».

Уважаемые коллеги!

У нас сегодня нет возможности в один момент вместо старых школ построить новые, современные, хорошо оснащенные по последнему слову техники. Поэтому мы меняем инфраструктуру постепенно, но настойчиво.

Комитет по образованию разработал и защитил муниципальную программу «Реструктуризация сети  образовательных учреждений г.Улан-Удэ  с 2009до 2014 гг.".

Эта программа реструктуризация сети общеобразовательных учреждений ставит задачу создания разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности. Для выполнения поставленной задачи в г.Улан-Удэ с 1 сентября  откроет свои двери:
- «Физико-математическая школа» на базе школы № 56. Данный проект предусматривает открытие классов с профильным и углубленным изучением физики, математики, информатики с 7 класса. На сегодняшний день заключен договор о сотрудничестве с Институтом математики и информатики БГУ, а также с Физико-техническим факультетом БГУ, в соответствии с которым на базе университета и школы учащимся представится возможность заниматься исследовательской работой и учебными практиками с лучшими преподавателями  университета;
- Бурятская гимназия № 29 получила статус многопрофильной гимназии для одаренных детей. Здесь осуществляется профильное обучение медицинского направления, успешно реализуется программа класса МВД, проводится углубленное изучение бурятского языка, литературы и культуры бурятского народа, изучаются монгольский, китайский языки;
- на базе школы № 1 по соглашению между МОиН РБ и Федеральным консульством немецких земель открывается класс углубленного изучения немецкого языка. Выпускники этого класса получат диплом, имеющий право поступления в любой  вуз Германии без дополнительных испытаний;
- интересный проект начинает работать в лингвистической гимназии № 3 по соглашению со Школой иностранных языков в г.Чань-Чунь (КНР), согласно которому здесь открыт класс института Конфуция по изучению китайского языка и культуры. По результатам данного проекта планируется выдача сертификата, что позволит выпускникам поступать в вузы Китая без прохождения подготовительного курса;
- средняя общеобразовательная школа № 19 в сотрудничестве с БНЦ открывает физико-математический класс;
- созданный информационный портал в гимназии № 33 даст возможность управлять информационными потоками в образовательной сфере региона и интегрирует региональное культурно-образовательное пространство в российскую, мировую образовательную среду. В перспективе у нас открытие школы полного дня со спортивным уклоном на базе школ №№ 49 и 57. Мы готовы рассмотреть и поддержать все интересные проекты, которые представят наши школы, потому что каждая школа города должна имеет свое «лицо».

В рамках этой программы мы также  предполагаем объединение школ.

Почему мы идем на это объединение? Нас волнует проблема малокомплектных школ, как правило, это школы, находящиеся в отдаленных микрорайонах города. Например, в мае 2009 года мы предлагали школу № 30 в пос.Тальцы присоединить к школе № 5 в пос.Сосновый бор, для более эффективного использования бюджетных средств путем подвоза детей в школу; это было бы  дешевле, чем содержать приспособленное здание под школу, не отвечающее современным требованиям, но, к сожалению, не нашли понимания со стороны педагогического коллектива, родителей, депутата Народного Хурала. Сохранение этой школы выгодно лишь тем людям, которые не уверены в авторитете собственной власти и не хотят, чтобы дети получали полноценный пакет образовательных и воспитательных услуг. Оптимизация школьной сети – это инструмент не только повышения эффективности работы системы образования и качества образования, но и либерализации общества. Против реструктуризации обычно возражают руководители, не уверенные в собственных силах, не развивающие бизнес, не умеющие правильно доказать, что хорошо, а  что плохо, и вслепую пользуются поддержкой ее работников. Мы выступаем за развитие свободной конкуренции, за формирование гражданина, который выражает свою позицию, а не просто поднимает руку при голосовании.

Сегодня наша задача заключается в том, чтобы объяснить депутатом, родительской общественности, что малокомплектные школы необходимо  присоединять к большим не ради экономии денег, а исключительно для качества образовательной услуги.

Уважаемые участники конференции!

Важным условием реализации президентской инициативы «Наша новая школа» является усиление воспитательного потенциала школы через интеграцию общего и дополнительного образования. По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, так как по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование должно быть комплексным, обеспечивающим развитие ребенка во всем богатстве его  запросов и интересов.

Это  и будет одной из задач Комитета по образованию на предстоящий учебный год. Нами разработан план реструктуризации сети образовательных учреждений: 8 учреждений дополнительного образования будут присоединены к общеобразовательным учреждениям.

Интеграция общего и дополнительного образования позволит достичь следующих целей:
- увеличение охвата детей дополнительным образованием, развитие внеаудиторной занятости;
- школа сможет работать как центр досуга, как место проведения спортивных мероприятий. Уже сейчас в школах начнется реконструкция спортивных площадок  СОШ №№ 35, 49, 56, и работа в этом направлении продолжится;
- рациональное использование площадей, материальных и коммунальных ресурсов школы во вторую половину дня. Сегодня демографическая ситуация такова, что многие школы не в полную мощность работают, то есть несут непроизводительные расходы;
- развитие дополнительных образовательных услуг позволит увеличить желающих учиться в такой школе. И здесь подействует принцип нормативно-подушевого финансиования : ученик приходит в ту школу, где учат лучше, и тут школа выигрывает.

При этом, педагогами дополнительного образования могут стать те же учителя по совместительству.

Реализация этого нового подхода также требует проработки нормативно-правовой базы. Федеральный Закон «Об образовании» предусматривает наличие дополнительного образования в общеобразовательном учреждении, поэтому целесообразно разработать и утвердить отдельный норматив на дополнительное образование. Такой опыт уже имеется в некоторых регионах.

Уважаемые руководители!

Новая школа требует нового педагога с новым мышлением.

Новая система аттестации, которую рассматривают сегодня,  предполагает периодическое подтверждение квалификации педагога. Центральное место  будут занимать обновленные характеристики педагогов. При этом для учителей, желающих ранее установленных сроков подтвердить высокий уровень квалификации, не должно быть никаких бюрократических препятствий. Это также касается и молодых начинающих учителей.

Особое значение приобретает аттестация управленческих кадров.

Первый этап  апробации новой системы аттестации управленческих кадров с целью определения уровня профессионализма и компетентности руководителей образовательных учреждений был проведен Министерством образования и науки Республики Бурятия  в феврале 2009 года по поручению Президента РБ В.В.Наговицына, в котором приняли участие 63 руководителя образовательных учреждений города. По итогам общественно-профессиональной экспертизы выставлены рейтинговые баллы каждому руководителю, а итоги экспертизы будут учитываться в дальнейшем при планировании повышения квалификации и профессиональной переподготовке управленческих кадров.

Уважаемые участники совещания!

2010 года будет объявлен в России годом Учителя. Комитет по образованию совместно с Администрацией города Улан-Удэ разрабатывает план мероприятий города по проведению «Года Учителя» в г.Улан-Удэ.

Основная задача этих мероприятий поднять авторитет учителя на самый высокий уровень. Решив проблемы материального, жилищного характера, 59 учителей школ города приобрели квартиры с социальной льготой за счет муниципальных средств в домах, построенных Администрацией города для работников социальной сферы. В феврале 2009 года 120 молодым педработникам выделены бесплатно земельные участки под строительство домов. Педагогические работники наших общеобразовательных учреждений участвуют в программах «Жилье молодым».

Для учителей города организован отдых в летнее время в загородном оздоровительном лагере Комитета по образованию «Байкальские волны».

В плане неуклонного престижа и социального статуса работников образования за внедрение современных образовательных технологий действенную поддержку получили лучшие школы и педагоги. В прошедшем учебном году 32 педагога получили денежное вознаграждение в размере 100 тысяч рублей, 16 учителей удостоены премии Президента Республики Бурятия в размере 25 тысяч рублей. По результатам муниципальных, региональных конкурсов получили денежные вознаграждения 344 работника образовательных учреждений города Улан-Удэ.

В городе сложилась система моральной и материальной поддержки учительства. С целью популяризации передового педагогического опыта, повышения престижа профессии учителя, воспитателя, педагога дополнительного образования проводятся профессиональные конкурсы «Педагог года», «Сердце отдаю детям» и другие, которые получили большой положительные резонанс в педагогическом обществе.

Уважаемые коллеги!

Сегодня уже все прочувствовали влияние финансово-экономического кризиса. К сожалению, прогноз на ближайшую перспективу также неутешителен. Однако, образование переживало и более трудные времена. Даже в условиях кризиса мы должны не просто выживать, но и развиваться. Что мы должны для этого сделать?
Наша первая задача – до конца текущего календарного года провести ревизию всех имеющихся материальных, финансовых и имущественных резервов с целью сокращению непроизводительных затрат.

Следующая задача – провести реструктуризацию сети образовательных учреждений, как учреждений дополнительного, так и учреждений дошкольного образования. В дошкольном образовании реструктуризация будет осуществлена через создание центров дошкольного образования, сегодня эту работу мы уже начали.

Эффективное использование всех ресурсов отрасли может быть связано с расширением финансовой и хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений. За прошедший учебный год мы имеем яркие положительные примеры смены организационно-правовых форм учреждений. В настоящее время в статус автономных учреждений перешли 11 учреждений образования. До конца 2009 года таких учреждений станет 14. В динамике увеличение количества автономных учреждений вы видите на слайде.

Следует отметить положительные результаты работы автономных учреждений за прошедший учебный год, это:
- расширение самостоятельности в решении финансовых вопросов. Бюджетные средства «приходят» в учреждение одной суммой в виде субсидии, один раз в месяц без разбивки по кодам бюджетной классификации;
- размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках муниципального задания без применения процедур, установленных федеральным законом № 94-ФЗ;
- самостоятельность в выборе направления расходования средств с учетом требований законодательства;
- заинтересованность в экономии бюджетных средств, материальных ресурсов. Причем это выражается и в экономии коммунальных услуг, и в старании максимально использовать имеющиеся площади. Некоторые учреждения имеют возможность перейти на упрощенную систему налогообложения, что дает возможность сэкономить на фонде оплаты труда до 20% и направить экономию на стимулирование работников;
- расширение перечня платных образовательных услуг, привлечения других внебюджетных источников;
- повышение ответственности руководителям за финансово-хозяйственную деятельность учреждения;
- как положительный момент следует отметить наличие в автономном учреждении Наблюдательного совета, без согласования которого руководитель не имеет права принимать важные и значимые решения для учреждения.

Заинтересованность в результатах работы отражается, например, в объемах привлеченных средств из внебюджетных источников. На слайде вы видите как увеличился объем внебюджетных средств в автономных учреждениях. Высокая мотивация руководства и коллектива, эффективное использование имущества позволило увеличить доходную базу автономных учреждений от платных услуг в 1,5-2 раза.

Отдельным важным акцентом работы каждого руководителя учреждения станет выполнение мероприятий по энергосбережению. В текущем году будет разработана программа энергоэффективности в отрасли образования на 2010 год. В программе, кроме затратных мероприятий, будут установлены показатели стимулирования руководителей за применение энергоэффективных технологий, и наоборот, за перерасход по топливно-энергетическим ресурсам стимулирующая часть заработной платы будет сниматься.

Развитие системы дошкольного образования – это одна из наиболее значимых задач образования города Улан-Удэ.
В 70 дошкольных образовательных учреждениях воспитывается 13050 детей. Мэром города Улан-Удэ была поставлена задача перед Комитетом по образованию: обеспечить в 2009 году дополнительно 1100 мест в дошкольных учреждениях. Несмотря на кризис мы выполняем поставленные задачи: в феврале 2009 года распахнул двери для 310 детей детский сад № 15 в п.Аэропорт, открыты 359 мест в результате высвобождения резервных помещений в ДОУ города.

К 1 сентября, ко Дню города  мы планируем открыть дополнительные группы на 150 мест в школах-садах №№ 89, 105.

Активно практикуется открытие альтернативных форм дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, предшкольной подготовки, воскресного дня и т.д..

Сегодня мы должны выполнять социальный заказ населения на предоставление дополнительных образовательных услуг в дошкольных учреждениях. Часть из них будут выполняться за счет платных образовательных услуг.

Уважаемые руководители!

Дошкольные образовательные учреждения должны активнее участвовать в разработке грантовых проектов. Не бояться участвовать. Это дает, во-первых, дополнительное финансирование, во-вторых, умение позиционировать себя на республиканском, российском уровне, в-третьих, не находиться в режиме функционирования, а развиваться.
Мне бы хотелось еще раз обратиться  к Правительству Республики Бурятия, Министерству образования и науки РБ: просим еще раз вернуться к вопросу о финансировании для сдачи в эксплуатацию двух детских садов  на 290 детей №№ 51 и 62 в размере  30 млн.рублей.

Уважаемые коллеги!

В рамках программы «Наша новая школа»  современная школа будет тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общества. Участие в работе школьных советов превратится из обузы в увлекательное и почетное занятие. Приходить в образовательные учреждения вместе с детьми станет интересно и взрослым. Школы, как центры досуга, будут открыты в воскресные и праздничные дни, при этом школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия станут привлекательным место семейного отдыха.

21 мая 2009 года прошло общегородское родительское собрание, на котором был избран Городской Совет отцов и Городской родительский Совет. Главная задача этих советов – помочь органам управления в организации работы с родителями, шире привлекать мам и пап к участию в управлении делами школы, детского сада, дома творчества. В планах совета разработать механизм введения  на территории г.Улан-Удэ «Детского комендантского часа», обмен опытом и оказание помощи при проведении внешкольных мероприятий, контроль за деятельностью попечительских советов и многое другое. Мы возлагаем большую надежду на работу этих советов.

2010 год – это год 65-ой годовщины Великой Победы. Уже сегодня мы должны начать работу по подготовке к этому Великому Дню. Нам необходимо создать в школах аудиотеку с записью живых голосов участников войны, их рассказах, мы должны создать книги памяти, провести городские конкурсы стихов, сочинений, песен и т.д., изготовить своими руками «Сувенир ветерану» и многое-многое другое. Я обращаюсь к педагогам, родителям принять самое активное участие в этой работе.

Уважаемые участники конференции!

«Здоровая нация – здоровое общество» - это стало основным девизом в работе по развитию физической культуры и спорта в нашем городе. Понимая высокую значимость в воспитании детей, укрепления здоровья горожан, Администрация города, лично мэр и городской Совет депутатов проводят большую работу для создания лучших условий для занятий физической культурой и спортом.

В 2008 году после реконструкции был введен в эксплуатацию бассейн «Юбилейный», на который из бюджета города было затрачено 60 млн.рублей.

В настоящее время продолжается реконструкция специализированного зала бокса для ДЮСШ-11 по ул.Комсомольская, 33. Строительная готовность объекта  высокая. Для завершения капитального ремонта данного объекта необходимо финансирование в размере 4 млн. 872 тыс. 287 рублей при сметной стоимости 7 млн. 978.5 тыс.рублей.

Вступило в завершающую стадию строительство спортивного центра по месту жительства в 18 квартале Октябрьского района с футбольным полем и искусственным  покрытием, волейбольными и баскетбольными площадками, спортивным залом, бассейном, тренажерным залом, залом аэробики. Сметная стоимость данного объекта 90 млн.рублей. В рамках социального проекта ВПП «Единая Россия» по поставке спортивно-технологического оборудования на спортивный центр 18 квартала будет отправлено оборудования на 15 млн.рублей.

Наш город выиграл конкурс, объявленный фондом Н.Водяновой «Обнаженные сердца», на поставку игрового оборудования фирмы «Ксил» на общую сумму 6 млн.рублей. Детский развлекательный городок будет установлен в парке «Юбилейный».

Уважаемые участники конференции!

Вы видите как много сделано и сколько еще предстоит нам весте сделать.

Заканчивая свой доклад мне бы хотелось поздравить всех вас с началом Нового учебного года, с праздником День города и сказать, что мы счастливые люди, потому что живем в эпоху больших перемен, где каждый из нас может проявить творчество и внести свою лепту на благо нашей республики и любимого города.

Спасибо за внимание.

За неделю эту страницу загрузили 1 раз.
За последние сутки эту страницу загрузили 1 раз.
Увидели ошибку?
Выделите слово или предложение, содержащее ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
© Web-разработка и техническое сопровождение: Управление информатизации и информационных ресурсов Администрации г.Улан-Удэ
Оптимальное разрешение для просмотра не менее 1280x1024.
Рекомендуется использовать браузеры Microsoft IE 7.0+, Mozilla Firefox 3.0+, Opera 9.0+, Google Chrome, Safari 3+.
Бесплатные средства просмотра документов: Word, Excel
Группа редакторов текущего раздела:
Комитет по образованию