X Страница загружается...

Подождите
Улан-Удэ.рф Официальный сайт органов местного самоуправления Улан-Удэ.рф Интернет-приемная Карта сайта RSS-лента

У нас сейчас:

23:57

-26..-28 °C

Александр Голков о бюджете Улан-Удэ на 2018 год

Дата последнего изменения: 29 Ноября 2017 г.
Александр Голков о бюджете Улан-Удэ на 2018 год

В России вовсю идет обсуждение бюджета на следующий год. Уже до конца этого месяца должно стать известно, на какие деньги будет жить страна, на какие субсидии могут рассчитывать регионы, а вслед за ними и муниципальные образования. Идет утверждение финансовых планов и в Улан-Удэ. О том, каким будет бюджет столицы республики в 2018 году – в интервью с мэром города Александром Голковым.

- Александр Михайлович, сейчас в стране и республике идет работа над главным финансовым документом на следующий год. Не исключение здесь и Улан-Удэ. Какие особенности у бюджета города на 2018 год?

- Особое внимание при формировании бюджета Улан-Удэ всегда, и в следующем году также, будет уделяться обеспечению устойчивости и сбалансированности. Формирование бюджета – это всегда нелегкий процесс поиска компромисса между потребностями и возможностями. Но, действительно, у городского бюджета 2018 года есть особенности. Самое заметное отличие от бюджета текущего года – это новые налоги, который получит столица республики. В этом году в республиканский закон внесены изменения, по которым с 1 января 2018 года налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения (УСНО), будет зачисляться в местные бюджеты Республики Бурятия по нормативу 50 %. Это значит, что в следующем году Улан-Удэ дополнительно получит 442 миллиона рублей.

Это стало возможным благодаря совместной работе по совершенствованию межбюджетных отношений, проведенной депутатами Народного Хурала РБ, Улан-Удэнского городского Совета депутатов, правительством РБ и администрацией города Улан-Удэ. Ну и конечно, решающей стала поддержка главы Республики Бурятия. Нами неоднократно и достаточно долгое время, а если быть точнее, то как минимум с 2008 года, поднимался вопрос необходимости пересмотра действующих условий распределения налоговых источников, поступающих в консолидированный бюджет республики. Предложения города касались, в первую очередь, именно УСНО, а также транспортного налога, налога на имущество организаций, налога на доходы физических лиц.

Считаю, что решение, принятое по передаче 50% УСНО – это только первый шаг в деле повышения самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В дальнейшем предстоит продолжить работу по совершенствованию межбюджетных отношений, так как даже после передачи 50% УСНО ситуация с обеспеченностью города собственными доходами кардинально не улучшилась. Ведь одновременно с предоставлением дополнительного норматива отчислений по УСНО республиканским Минфином внесены изменения в методику распределения субсидии на исполнение расходных обязательств (так называемая субсидия на ИРО), в соответствии с которыми город этой субсидии лишается. В 2017 году она составила 378 миллионов рублей, в то время как 50% УСНО принесут в бюджет города 442 миллиона рублей.

Мы в этом вопросе неоднократно заявляли свое несогласие. Мы считаем, что передача 50 % УСНО должна была стать стимулирующей мерой, которая позволила бы решить наиболее проблемные вопросы местного значения и дать возможность для развития муниципалитетов республики. На деле решение о прямой увязке передачи норматива по УСНО со снижением объемов субсидии на исполнение расходных обязательств попросту консервирует не очень хорошую, как мы все знаем, ситуацию с обеспеченностью органов местного самоуправления собственными доходами. В результате ко второму чтению республиканского бюджета будут внесены изменения, и городу все-таки будет предоставлена субсидия на повышение с 1 июля 2017 года уровня минимального размера оплаты труда и повышение на 4% заработной платы работникам муниципальных учреждений с 1 января 2018 года в сумме 46 миллионов рублей.

Для того, чтобы мы лучше понимали ситуацию. Собственными доходными источниками для решения вопросов местного значения для города Улан-Удэ на сегодня являются налоговые и неналоговые доходы, субсидия на исполнение расходных обязательств, а также дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности и дотация на обеспечение сбалансированности. Исходя из этого даже с учетом выделения субсидии на исполнение расходных обязательств в 2018 году объем источников доходов городского бюджета по сравнению с 2017 годом увеличится ненамного – на 107 миллиона рублей, а по сравнению с 2016 годом лишь на 82 миллиона. Получается, что несмотря на передачу УСНО, уровень доходов в целом остается на том же уровне, как и в 2016 - 2017 годах.

В этой связи нам предстоит продолжить работу по повышению обеспеченности бюджета города, в том числе и за счет совершенствования межбюджетных отношений.

- А каким был бюджет в 2017 году, сейчас уже можно сказать?

- Если говорить о цифрах, то плановые показатели бюджета 2017 года по собственным доходам составляют 3 миллиарда 119,8 миллионов рублей, в том числе налоговые доходы 2 миллиарда 845,1 миллионов, неналоговые доходы 274,7 миллионов. Динамика поступлений налоговых и неналоговых доходов за 10 месяцев показывает, что в целом план по доходам будет выполнен. Есть вопросы по выполнению плана по единому налогу на вменённый доход и государственной пошлине – по этим видам доходов план пока не выполняется. В то же время за счет более активного поступления доходов по НДФЛ и неналоговым доходам недополученные средства от ЕНВД и госпошлины «перекрываются» поступлениями по другим видам доходов.

Следует отметить, что в 2017 году значительно увеличены объемы предоставляемых городу межбюджетных трансфертов. Так, в этом году сумма трансфертов составит 4,7 миллиарда рублей, а в целом объем безвозмездных поступлений по сравнению с 2016 годом увеличился на один миллиард. В том числе на 552 миллиона рублей вырос объем субсидий. Ожидаемое исполнение расходной части бюджета с учетом межбюджетных трансфертов по итогам года составит 8,2 миллиарда рублей. В прошлом году это было 7,2 миллиарда рублей. Отмечу, что впервые в этом году столице Бурятии предоставлены субсидии на ремонт трамвайных путей (это 55 миллионов) и модернизацию сетей водоснабжения города (54,3 миллиона).

- В связи с УСНО что кардинально изменится в бюджете Улан-Удэ, как считаете?

- Учитывая, что уровень обеспеченности собственными доходами практически не изменится, говорить о кардинальных изменениях финансирования расходных обязательств не приходится. В соответствии с реестром расходных обязательств города на 2018 год необходимый объем расходов составляет 6,7 миллиардов, обеспечено собственными доходными источниками только 3,5 миллиарда, или 52 % от потребности. Это повторяет ситуацию прошлых лет, когда обеспеченность не превышала 60 %.

- Как-то можно переломить эту ситуацию? Сделать так, чтобы бюджет города развивался?

- В основном, конечно, в нынешних условиях уместно говорить об увеличении налоговой составляющей. Прежде всего за счет отчислений налога на доходы физических лиц. В 2017 году распределение доходов от НДФЛ между республиканским бюджетом и бюджетом Улан-Удэ составляет 75 % и 25 % соответственно. Считаю необходимым продвигать на федеральном уровне вопрос увеличения норматива отчислений по НДФЛ в местный бюджет до 30-40 %. По транспортному налогу. Сегодня весь объем поступлений по этому налогу идет в бюджет республики. А мы считаем, необходимо рассмотреть возможность установления единого норматива отчислений транспортного налога в бюджеты муниципальных районов и городских округов. Кроме того, в перспективе необходимо довести норматив отчислений в местные бюджеты по УСНО до 100 %.

- О каких суммах может идти речь, если это удастся сделать?

- Суммы довольно ощутимые. Так, только 5 % дополнительных отчислений от НДФЛ дало бы в бюджет города 376 миллионов рублей, 50 % транспортного налога –132 миллиона и 50 % УСНО – 442 миллиона рублей.

- Если сравнивать Улан-Удэ с другими городами Сибирского федерального округа, как выглядит наш бюджет?

- Для того чтобы определить, как выглядит наш город на фоне других городов Сибирского федерального округа, необходимо рассмотреть показатели сопоставимых по численности населения столичных городов региона. Возьмем данные по Иркутску, Чите, Барнаулу и Томску. По показателю обеспеченности собственными доходными источниками Улан-Удэ проигрывает всем городам, кроме Читы. По 2017 году этот показатель по Улан-Удэ составляет 7,2 тысяч рублей на одного жителя. По Чите эта цифра составляет 6,7 тысяч рублей. В других городах данные значительно выше. Например, в Иркутске это 15 тысяч рублей, в Томске 11,4 тысячи, в Барнауле 10,1 тысяч рублей.

Улан-Удэ

Чита

Томск

Барнаул

Иркутск

Налоговые и неналоговые доходы, млн. руб.

3 119,8

2 320,6

6 553,3

6 404,1

9 376,3

Численность населения, тыс. чел.

431,9

347,1

572,7

633,3

623,7

Обеспеченность на 1 жителя, тыс. руб.

7,2

6,7

11,4

10,1

15,0

По показателю обеспеченности расходами значение по Улан-Удэ (а это 18,9 тысяч рублей) также выше, чем по Чите (где 14 тысяч рублей) и на одном уровне с Барнаулом (там 18,9 тысяч), но значительно уступает Томску (27 тысяч рублей) и Иркутску (28,5 тысяч рублей). При этом в Улан-Удэ действуют минимальные нормативы, установленные Бюджетным кодексом РФ по отчислениям с основных налогов. А в Иркутске, Томске и Барнауле достаточно давно установлены дополнительные нормативы отчислений по УСНО. Кроме того, в Иркутске величина норматива отчислений по НДФЛ составляет не 25 %, как в столице Бурятии, а 26,5 %. В бюджеты Читы, Томска и Барнаула зачисляется 100 % налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых, бюджет Барнаула получает еще и 10 % налога на добычу прочих полезных ископаемых и 100 % сбора за пользование объектами животного мира. Это доказывает, что у нас в Республике Бурятия еще есть достаточные резервы для совершенствования межбюджетных отношений.

Наименование доходов

Улан-Удэ

Чита

Иркутск

Томск

Барнаул

%

сумма

%

сумма

%

сумма

%

сумма

%

сумма

Налоговые доходы

3119,8

2320,6

9376,3

6553,3

6404,1

НДФЛ

25%

15%

26,5%

25%

20%

Акцизы

0,5%

1,1%

0,9%

1,3%

5,5%

УСНО

30%

30%

50%

ЕНВД

100%

100%

100%

100%

100%

ЕСХН

100%

100%

100%

100%

100%

Патент

100%

100%

100%

100%

100%

НИФЛ

100%

100%

100%

100%

100%

Земельный налог

100%

100%

100%

100%

100%

Налог на добычу общераспространённых полезных ископаемых

100%

100%

100%

Налог на добычу прочих полезных ископаемых

10%

Сбор за пользование объектами животного мира

100%

- А как обстоит ситуация с кредитными обязательствами города?

- Этот вопрос стоит довольно остро. Объем муниципального долга Улан-Удэ возрос за 10 лет в 2,5 раза и составил на 1 октября 2017 года 2,38 миллиарда рублей, или 0,68% от общего объема долга всех муниципальных образований России. Для сравнения - доля Иркутска составляет 0,4% или 1,42 миллиарда, Барнаул вообще не имеет обязательств по внутренним заимствованиям, там весь бюджет составляет 11,7 миллиардов.

Верхний предел муниципального долга Улан-Удэ на 1 января 2019 года планируется установить в размере 2,6 миллиарда рублей. Доля муниципального долга в налоговых и неналоговых доходах бюджета города составит 72,6%. А это в 7,2 раза больше, чем в Барнауле, и в 2,5 раза, чем в Иркутске. Кстати, размер муниципального долга и расходов на его обслуживание в расчете на одного жителя в городе Улан-Удэ составит в 2018 году 6571 рублей на человека, что превышает показатель того же Барнаула в 7 раз, или на 5 627 рублей. Долг одного жителя Иркутска тоже будет ниже на 1 770 рублей. Там эта сумма в целом составляет 4801 рублей на человека.

- Почему у столицы Бурятии такие большие цифры?

- В силу ряда причин. В составе муниципального долга Улан-Удэ около одного миллиарда рублей составляют кредиты, полученные на расчёты с энергетиками в целях погашения задолженности муниципальных предприятий и населения. При этом город долгов перед энергетиками не имел, но избегал возникновения критической ситуации по жизнеобеспечению. Еще полмиллиарда в составе долга - это средства, привлеченные на строительство пристроя к больнице скорой медицинской помощи и поликлиники № 3. С 2012 года полномочия по здравоохранению переданы на региональный уровень. Здания, по которым мы платим проценты по кредитам, «ушли» в республиканскую собственность вместе с полномочиями, а долги остались нам. Кроме того, активно приобретавшиеся в 2005-2012 годах объекты здравоохранения, дорогостоящее оборудование на общую сумму 350 миллионов рублей были переданы республике без каких-либо компенсаций. Всё это закупалось городом, в том числе за счёт кредитов.

Снижению объема долговых обязательств бюджета города могло бы способствовать предоставление бюджетного кредита, особенно в 2015 году, когда налоговые доходы в республиканский бюджет от города увеличились на 31 %, это более чем на 4 миллиарда рублей. Тем более что всего в республиканский бюджет от Улан-Удэ в 2015 году поступило 16,9 миллиардов рублей налогов, в основном в связи с ростом объемов промышленного производства на ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» на фоне повышения курса валюты.

Проблема усугубляется тем, что город вынужден оплачивать проценты за привлечённые кредиты. Только за последние 8 лет (2009 – 2016 годы) расходы на обслуживание муниципального долга составили 1,6 млрд. рублей. А это более 40 километров новых дорог, 6 детских садов на 300 мест или стопроцентная модернизация требующих капитального ремонта сетей теплоснабжения, показатель износа которых достиг на сегодня критического значения. И эта ситуация сама не исправится, здесь нужна планомерная работа – и властей города, и правительства Бурятии, и Народного Хурала.

ИА "Восток-Телеинформ". 

СКАЧАТЬ В PDF ФОРМАТЕ

Возврат к списку

За неделю эту страницу загрузили 19 раз.
За последние сутки эту страницу загрузили 1 раз.
Увидели ошибку?
Выделите слово или предложение, содержащее ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
© Web-разработка и техническое сопровождение: Управление информатизации и информационных ресурсов Администрации г.Улан-Удэ
Оптимальное разрешение для просмотра не менее 1280x1024.
Рекомендуется использовать браузеры Microsoft IE 7.0+, Mozilla Firefox 3.0+, Opera 9.0+, Google Chrome, Safari 3+.
Бесплатные средства просмотра документов: Word, Excel
Группа редакторов текущего раздела:
Управление информатизации и информационных ресурсов Администрации г. Улан-Удэ