Яндекс.Метрика
X Страница загружается...

Подождите
Улан-Удэ.рф Официальный сайт органов местного самоуправления Улан-Удэ.рф Интернет-приемная Карта сайта RSS-лента

У нас сейчас:

17:38

6..8 °C

История освоения города

Дата последнего изменения: 16 Декабря 2015 г.

История Улан-Удэ как опорного пункта освоения Восточной Сибири началась в конце XVII столетия, когда русский казачий отряд из недавно основанного Селенгинского острога под командой Гаврилы Ловцова спустился вниз по р. Селенге и срубил в устье Уды небольшое зимовье. Вскоре Удинский острог становится городом, а позднее – административным центром Забайкалья. В середине 1730 г. Удинский город был переименован в Верхнеудинск. В 1783 г. Верхнеудинск получил статус окружного (уездного) города – центра Верхнеудинского округа Забайкальской области. Выгодное экономико-географическое положение Верхнеудинска способствовало превращению города в крупный торговый центр Забайкалья. Через Кяхту и Верхнеудинск шла торговля с Китаем, откуда привозились чай, чесуча, шелковые ткани и другие товары. В 1899 г. через город прошла Великая Транссибирская железнодорожная магистраль, которая дала новый импульс его развитию.

В 1920 г. Верхнеудинск становится столицей Дальневосточной Республики (ДВР), а с 1923 г. – столицей Бурят-Монгольской АССР.

В первые годы советской власти развитие Верхнеудинска характеризуется двумя основными процессами. Во-первых, город становится административным центром национальной автономии, а во-вторых, в нем, как и по всей стране, начинают идти процессы индустриального развития. В результате население города увеличивается за счет размещения республиканских административных, общественных и хозяйственных учреждений. Город постепенно превращается в центр национальной бурятской культуры. Долгое время промышленность в Улан-Удэ продолжает оставаться относительно мелкой, а ее продукция имеет местное значение.

С 1932 г. начинается индустриальное развитие города. На городских окраинах за короткий срок выросли корпуса крупных промышленных предприятий – паровозовагонного завода, теплоэлектроцентрали, механизированного стекольного завода, мясоконсервного комбината, мельничного комбината, кирпичного завода, лесозавода, сапоговаляльной фабрики, судостроительного завода.

27 июля 1934 г. г. Верхнеудинск был переименован в г. Улан-Удэ.

С 1932 г. по 1938 г. идет строительство паровозовагоноремонтного завода (ПВРЗ). В этот же период началось сооружение мясокомбината – первого крупного объекта пищевой индустрии Бурятии. В 1937 г. комбинат целиком вошел в строй действующих предприятий. В 1939 г. был построен консервный завод. Рядом с мясокомбинатом за полтора года построили мелькомбинат – одно из крупнейших предприятий мукомольной промышленности Сибири и Дальнего Востока.

Непрерывный рост производства и повышение его технического уровня приводили к росту потребления электроэнергии. В 1934 г. вводится в строй центральная электростанция мощностью до 3350 кВт. В этом же году на территории ПВРЗ началось строительство теплоэлектроцентрали мощностью 39000 кВт. С начала 1937 г. ТЭЦ получила промышленную нагрузку.

Размах индустриального развития способствовал увеличению численности населения, что создало в городе дефицит жилья. С 1923 по 1926 гг. жилищный фонд города увеличился на 25% – с 121,3 до 151,1 тыс. кв. м. К 1931 г. жилищный фонд уже составил 170,0 тыс. кв. м. Значительное увеличение численности населения и усиленная застройка города требовали срочных мер в области коммунального хозяйства.

Бурно растущая промышленность, рост численности городского населения требовали развития транспорта. В 30-е гг. на территории города функционировали три железнодорожные станции, входящие в состав Верхнеудинского железнодорожного узла.

Расположение города на берегу р. Селенги, судоходной на всем ее протяжении в пределах Бурятии, обеспечило город водным транспортом. Пристань, обслуживающая наряду с Селенгой и ее судоходные притоки, располагала самоходным флотом.

В начале 30-х гг. создается авиапредприятие. Все большую значимость приобретает автомобильный транспорт, что было вызвано резким расширением городской территории. В 30-х гг. в городе начинается процесс автомобилизации, создаются автохозяйства, и строится сеть автодорог.

В те же 30-е годы начинается подготовка квалифицированных кадров для нужд зарождающейся промышленности, транспорта, учителей, медиков. Создаются новые общеобразовательные школы, средние специальные и высшие учебные заведения, широкая сеть культурно-просветительных и медицинских учреждений. В 1930 г. был организован кооперативный, а в 1932 г. – железнодорожный техникум и был открыт агропедагогический институт, на базе которого впоследствии возникли педагогический и сельскохозяйственный институты.

В эти же годы идут интенсивные процессы культурного развития города. В 1928 г. создается театральная музыкальная студия, в 1930 г. открывается техникум искусств (впоследствии – театрально-музыкальное училище). В 1932 г. организован бурятский драматический театр им. Х.Намсараева – первый в истории бурятского народа профессиональный национальный театр. Продолжает действовать созданный в 1927 г. русский драматический театр. В 1930 г. был образован Союз писателей Бурятии, в 1933 г. – Союз художников Бурятии.

Старые городские районы на низинных приречных территориях частично сохраняют регулярную планировку конца XVIII в.. Архитектурный ансамбль исторического центра города удерживается памятниками XVIII – XIX веков: Одигитриевским собором (1714 г.), церковью Св. Троицы (конец XVIII – начало XIX вв.), Большими и Малыми торговыми рядами и Гостиным двором (1803 – 1856 гг., архитектор А.П.Лосев), жилыми домами в стиле классицизма и деревянными домами, украшенными резьбой.

В ХХ в. застроены предгорная равнина, главные проспекты, возведены новые жилые районы (по генеральным планам 1947 – 1950 и 1964 гг.). Среди крупных общественных сооружений – Дом Советов (1928 – 1931 гг., архитектор А.А.Оль), Бурятский театр оперы и балета (1947 – 1952 гг., архитектор А.Н.Федоров), новое здание Дома Советов (1965 – 1968 гг., архитекторы А.Р.Вампилов, В.А.Сидоров), кинотеатры, институты.

В 1958 г. Улан-Удэ становится столицей Бурятской АССР, а с 1992 г. – Республики Бурятия.

Следующие этапы социально-экономического развития Улан-Удэ связаны с послевоенным освоением Восточной Сибири, что связано с переносом и созданием здесь новых крупных предприятий ВПК. Это сопровождается интенсивным строительством транспортной и энергетической инфраструктур. На рубеже конца 60-х и начала 70-х годов прошлого века начинают реализовываться масштабные проекты по освоению природных ресурсов Забайкалья, Якутии и Дальнего Востока. С этим связано строительство БАМа, который, как предполагалось, будет иметь не только экономическое, но военно-стратегическое значение. В Байкальском макрорегионе центром индустриального развития становится Иркутск. Улан-Удэ остается на периферии процессов сдвига производительных сил СССР на Восток (см. рисунок).

Сдвиг производительных сил на Восток: транспортный аспект

За неделю эту страницу загрузили 2 раза.
За последние сутки эту страницу загрузили 2 раза.
Увидели ошибку?
Выделите слово или предложение, содержащее ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
© Web-разработка и техническое сопровождение: Управление информатизации и информационных ресурсов Администрации г.Улан-Удэ
Оптимальное разрешение для просмотра не менее 1280x1024.
Рекомендуется использовать браузеры Microsoft IE 7.0+, Mozilla Firefox 3.0+, Opera 9.0+, Google Chrome, Safari 3+.
Бесплатные средства просмотра документов: Word, Excel
Группа редакторов текущего раздела:
Комитет экономического развития и туризма
Отдел планирования и прогнозирования СЭР