X Страница загружается...

Подождите
Улан-Удэ.рф Официальный сайт органов местного самоуправления Улан-Удэ.рф Интернет-приемная Карта сайта RSS-лента

У нас сейчас:

23:07

-27..-29 °C

Пространственное развитие

Дата последнего изменения: 16 Декабря 2015 г.

Улан-Удэ расположен в Западном Забайкалье на расстоянии около 100 км восточнее оз. Байкал, в пределах Иволгино-Удинской межгорной впадины, у слияния рек Селенги и Уды. Впадина представляет обширное понижение, вытянутое с юго-запада на северо-восток и ограниченное с северо-запада хребтами Хамар-Дабан и Улан-Бургасы, с юго-востока – хр. Цаган-Дабан. 

Город находится в зоне высокой сейсмичности, которая колеблется от 7 до 9 баллов по шкале Рихтера. Наиболее сейсмоопасной является нижняя часть, в пойме р. Селенги (9 баллов). Город находится в зоне резко континентального климата. Средняя годовая температура воздуха – 1,7 С°. Самый жаркий месяц – июль (+26,9 С°), самый холодный – январь (-24,8 С°). Абсолютный максимум температур равен +40 С°, абсолютный минимум – 51С°.

Общая площадь города Улан-Удэ составляет 347,6 кв. км. При этом застроенная территория занимает 137,6 кв. км. Несмотря на то, что жители города считают его «маленьким», застроенная территория Улан-Удэ превышает площадь Парижа, в административных границах, составляющую около 107 кв. км, где проживает примерно 2,5 млн. человек. Население столицы Республики Бурятия 377 тыс. человек (данные на 01.01.2006 год)

Территория города включает три района:

  1. Советский (левый берег р. Селенга, историческая часть и периферийные районы на северо-западе города на правом берегу р. Селенги) – 48 000 жителей.
  2. Железнодорожный (северный берег р. Уда) – 136 000 жителей.
  3. Октябрьский (южный берег р. Уда) – 171 500 жителей.

В состав города также входят многочисленные отдаленные поселки и земли различного назначения.

Основные компоненты современной городской среды города – уличная сеть, характерные типы застройки и места их концентрации, виды использования территории, транспортная и инженерная инфраструктура, определяющие степень удовлетворения потребностей горожан в комфортных условиях проживания, работы и отдыха, сформировались в г. Улан-Удэ под действием следующих факторов:

·        разнообразия природных ландшафтов, своего рода, «контраста» естественных условий в пределах границ города и в непосредственном соседстве с ним. Многие из этих природных компонентов городской территории в той или иной степени еще сохраняют свое естественное состояние. Таким образом, город, основанный в месте слияния двух крупных рек – Селенги и Уды, окруженный отрогами горных хребтов, развивался, подчиняя ландшафт своему развитию или, наоборот, приспосабливая свою структуру к условиям различного природного окружения;

·        подверженности территории города угрозам природного характера: сезонным паводкам, преимущественно затрагивающим левый берег р. Селенги, сейсмической активности (территория города полностью находится в зоне 7-бальной сейсмической активности с локальными повышениями до 8 – 9 баллов), неблагоприятным инженерно-геологическим условиям строительства на низинных пойменных территориях, размыванию берегов рек и изменению их русла и водности;

·        сменой с течением времени социально-экономических укладов и соответствующих им периодов различных приоритетов застройки города, в том числе долговременная ориентация на размещение крупных промышленных предприятий;

·        рост города за счет застройки обширных соседних незастроенных территорий без значительной и целенаправленной реконструкции старых кварталов;

·        характером внешних связей города, в первую очередь наличием Транссиба.

В результате развития этих процессов сложившаяся к настоящему моменту планировочная структура города обладает следующими отличительными характеристиками:

1.     Обширной территорией, площадь которой значительно превышает достаточную для размещения сегодняшнего населения города, даже при значительном росте удельной обеспеченности жильем.

2.     Низкой средней плотностью застройки, как жилой, так и промышленной.

3.     Гипертрофированной долей промышленных территорий, расположенных преимущественно в центральной части города (в том числе ТЭЦ-1) и по берегам рек Уды и Селенги, что неэффективно, как с точки зрения экологического состояния территорий, особенно с учетом требований охраны бассейна рек, впадающих в Байкал, так и с точки зрения эффективности использования городских территорий.

4.     Сохранением в пространственной и территориальной структуре города фрагментов природного окружения. К ним можно отнести следующие составляющие:

·        городские леса (около 30% территории города), расположенные в основном на склонах гор, ограничивающих долины рек Уды и Селенги, и непосредственно примыкающие к жилой застройке на периферии города. Часть из них, например район Верхней Березовки, используется непосредственно для рекреационных целей;

·        низинные пойменные территории р.Селенги. Благодаря трудности их застройки вследствие паводков, данные территории предоставляют городу возможность обладания практически в самом центре естественной природной средой, а также открытым пространством, формирующим панорамы застройки и природного окружения;

·        склоны окружающих Улан-Удэ гор, формирующие важный природный компонент панорамных видов города и его окрестностей;

·        берега реки Уды, остающиеся незастроенными и, благодаря изгибам русла и перепадам высот, придающие большую выразительность прилегающим застроенным территориям независимо от качества самой застройки;

·        общий характер рельефа местности, создающий за счет значительных перепадов высот и различной геометрии пространств между возвышенностями уникальное природное пространство, в котором расположен город.

Особо следует отметить, что, несмотря на буквальное соприкосновение с естественными ландшафтами, в большинстве случаев эти «стыковые» зоны являются зонами отчуждения (в случае с промзонами и ж/дорогами) или экспансии города – для малоэтажной и массовой многоэтажной жилой застройки, коммунальных объектов. Они практически не используются для отдыха, спорта и создания более благоприятной среды проживания в общегородском масштабе.

5.     Фрагментарным и пространственно дисперсным, разреженным характером городского плана, при котором части города, распознаваемые по своей пространственной и функциональной однородности, разделяются границами природных ландшафтов, трассами железных дорог или пригородной, по сути, застройкой – дачами, садовыми товариществами и т.п.

6.     Фрагментарность плана сочетается с доминированием одного общегородского центра – исторической части города с концентрацией в ней исторических и архитектурных памятников, музеев, административных и деловых функций. Помимо данных характеристик, этот район города обладает наибольшей связностью и удобной транспортной доступностью. Эти качества являются как следствием геометрически центрального размещения в городе (с учетом удаленных районов), так и пересечения здесь общегородских магистралей. При этом город как целое в своей пространственной структуре сохраняет черты городской агломерации с выделением «ядра» – основной застроенной части города по обоим берегам р. Уды, и «периферии» – более удаленных частей, в том числе поселений, входящих в МО «городской округ Улан-Удэ»: п. Солдатский, п. Сокол и т.п. Тем не менее, некоторые предпосылки для развития новых центров городской активности вне исторической части существуют уже сейчас (до начала реализации целенаправленных программ развития туризма и транспортно-логистического кластера). К таковым могут быть отнесены:

·        территории вокруг возможных мест концентрации занятости (аэропорта, авиазавода, оптового рынка);

·        крупные общественные учреждения и зоны отдыха. К ним, в первую очередь, относятся ВУЗы, равномерно расположенные во всех трех районах города и обладающие территориальными резервами для своего развития, а также подобным образом размещенные городские парки: «Юбилейный» в Октябрьском районе, им. Орешкова в Железнодорожном, ЦПКиО и парк на ул. Победы – в Советском;

·        религиозные центры – как буддистские, расположенные в основном на возвышенных территориях вокруг города, так и православные, активное строительство которых ведется в различных частях города;

·        транспортные узлы – ж/дорожный вокзал, автовокзал.

7.     Низкой плотностью уличной сети общегородского уровня и, для ряда территорий промышленного назначения, районного. Кроме того, ее рисунок не достаточно упорядочен и не образует ясной схемы, способной эффективно распределять транспортные потоки за счет дифференциации ее плотности, различной иерархии улиц и дорог, организации их пересечений в соответствии с пропускной способностью и рангом.

8.     Отсутствием взаимосвязанной системы городских парков, скверов и других городских озелененных территорий, несвязанностью их в полноценную рекреационную систему. При наличии элементов природного окружения есть только три общегородских парка в разных частях города. Территории природного каркаса, в первую очередь прибрежные участки и городские леса, за исключением уже упоминавшейся выше рекреационной зоны Верхняя Березовка, не используются в настоящее время для создания зон отдыха и спорта. Кроме того, в речном городе, расположенном на стрелке, практически отсутствуют благоустроенные набережные. Все вместе эти факторы демонстрируют недостаток благоустроенных урбанизированных территорий за пределами сохранившейся кварталов исторической застройки, благоприятных для пешеходных прогулок и рекреационных целей вообще.

Особенностью города также является наличие транзитных транспортных путей общенационального и международного значения, проходящих через территорию города и по-разному отражающихся в его структуре. Линия Транссиба проходит буквально через исторический центр города, отсекая всю его северную часть от реки и других городских районов. Ответвление железной дороги на Монголию является на данный момент южной границей распространения основной части многоэтажной застройки Октябрьского района, отсекая ее от полосы индивидуальной застройки и городских лесов, лежащей далее к югу. Оба железнодорожных пути на всем своем протяжении имеют ограниченное количество мест пересечения с автомобильными дорогами, формируя из-за этого протяженные и трудно преодолимые полосы отчуждения. В отличие от этого автомобильная трасса на Иркутск проходит по левому берегу р. Селенги в основном по незастроенным или не имеющим капитальной застройки территориям и фактически находится на городской периферии, не имея, таким образом, точек соприкосновения в черте города с железнодорожными магистралями.

За неделю эту страницу загрузили 1 раз.
За последние сутки эту страницу загрузили 1 раз.
Увидели ошибку?
Выделите слово или предложение, содержащее ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
© Web-разработка и техническое сопровождение: Управление информатизации и информационных ресурсов Администрации г.Улан-Удэ
Оптимальное разрешение для просмотра не менее 1280x1024.
Рекомендуется использовать браузеры Microsoft IE 7.0+, Mozilla Firefox 3.0+, Opera 9.0+, Google Chrome, Safari 3+.
Бесплатные средства просмотра документов: Word, Excel
Группа редакторов текущего раздела:
Комитет экономического развития и туризма
Отдел планирования и прогнозирования СЭР