X Страница загружается...

Подождите
Улан-Удэ.рф Официальный сайт органов местного самоуправления Улан-Удэ.рф Интернет-приемная Карта сайта RSS-лента

У нас сейчас:

6:34

-24..-26 °C

Выбор сценария развития

Дата последнего изменения: 16 Декабря 2015 г.

Реализация стратегических целей и задач обусловлена множеством факторов. В долгосрочной перспективе многофакторность оборачивается высоким уровнем неопределенности, из-за чего направления стратегического развития чаще рассматривают как набор сценариев развития. Однако в случае Улан-Удэ основное направление стратегического развития жестко обусловлено как внешними, так и внутренними факторами ситуации, сложившейся в городе. Исходя из прогнозов развития соседних территорий, долгосрочных прогнозов конъюнктуры мировых рынков, а также согласно выбранному руководством Бурятии в качестве приоритета Стратегии эколого-технологическому сценарию развития, у Администрации Улан-Удэ выбор вариантов стратегического развития сильно ограничен. Возможный выбор задан настоящей стратегией с предложенными миссией, целями и приоритетами социально-экономического развития города до 2027 года.

Инерционный сценарий

Основной характеристикой инерционного сценария является практически полная зависимость социально-экономических процессов от внешней конъюнктуры, влиять на которую Администрация города Улан-Удэ не сможет.

Тем не менее, инерционный сценарий способен обеспечить небольшой, но стабильный экономический рост (в рамках общероссийских тенденций). Хорошие перспективы для развития имеют кремневые технологии (проект «Солнечный кремний»). Однако при «внешнем управлении» этому производству не удастся развиться до полноценного высокотехнологичного кластера.

Умеренное развитие получит туристско-рекреационный комплекс (в связи с созданием профильной ОЭЗ на берегу озера Байкал). Развитие туризма в прибрежной зоне Байкала создаст благоприятные условия для формирования пищевой отрасли кластера, продукция которого будет востребована ОЭЗ туристско-рекреационного типа.

Несмотря на выгодное расположение Локомотивовагоноремонтного завода в Улан-Удэ, стратегической уверенности в устойчивости роста заказов ожидать не приходится. Аналогичная ситуация будет и с авиационным заводом. При сохранении сложившегося статус-кво заказы на авиационную и железнодорожную технику станут предметом острейшей конкуренции между российскими производителями

Человеческие и другие ресурсы Бурятии будут концентрироваться в г. Улан-Удэ и его пригородах. Существенного улучшения социальной обеспеченности жителей (социальное развитие останется в сильной зависимости от решений федерального центра) при инерционном экономическом росте не произойдет. Кроме того, можно ожидать возникновения проблем с бюджетной обеспеченностью. В долгосрочной перспективе следует учесть значительный отток населения в более динамично развивающиеся регионы (в частности, в Иркутскую агломерацию).

Темпы роста экономики г. Улан-Удэ (инерционный сценарий).

В режиме инерционного сценария, характеризующегося продолжением сложившихся тенденций, не представляется возможным выделить сколько-нибудь значимые приоритеты, которые зададут конкретный сюжет социально-экономического развития. Кроме того, все эти обстоятельства не будут способствовать улучшению инвестиционной привлекательности.

 Оптимально-реалистический сценарий

 В рамках реализации сценария требуется синхронное продвижение в нескольких горизонтах управления, что само по себе представляет управленческую проблему.

Основными направлениями стратегического развития, требующими первоочередного внимания, являются:

  1. Организация институтов частно-государственного партнерства, позволяющих использовать интересы крупного и среднего бизнеса для развития территории города.
  2. Создание мультимодального транспортно-логистического центра.
  3. Государственная поддержка инновационной политики, соответствующей основным целям (экологическим, социальным, технологическим) развития города.
  4. Новая организация территории города, делающая его привлекательным для жизни, а также серьезное улучшения городских инфраструктур обслуживания (сервисов).
  5. Культурная политика, позволяющая оптимальным образом использовать культурно-исторические ресурсы и цивилизационную специфику Республики Бурятия и города Улан-Удэ.

Новая модель городской среды способна стать социально-экономической моделью как для Байкальского макрорегиона, так и для городов и муниципальных образований СФО. Поскольку специфическая миссия Бурятии состоит, в том числе, и в обеспечении межрегиональной и трансрегиональной коммуникаций, то с учетом этого важного обстоятельства необходимо моделировать основной сценарий социально-экономического развития Улан-Удэ на долгосрочную перспективу. При таком подходе стратегия города отвечает «Эколого-технологическому сценарию», как наиболее эффективному в сложившихся условиях.

Сценарий эколого-технологического развития Республики Бурятия

Настоящий сценарий предполагает, что основной миссией РФ является выход к созданию нового технопромышленного уклада, который может быть реализован как соорганизация и координация трех сфер деятельности: развивающего образования, фундаментальной практико-ориентированной науки и инновационной промышленности.

Создание кластеров и уход от отраслевого развития предполагает создание такой системы производств, когда технология нового уровня может использоваться в системе производств, сегодня закрепленных за принципиально разными отраслями промышленности. Это позволит более эффективно внедрять новые технологии.

Бурятия, точнее – Улан-Удэ, к настоящему времени не обладает высоким научно-разработческим потенциалом в сравнении с Томском, Новосибирском, Красноярском и даже Иркутском. Однако это не препятствие для того, чтобы сделать серьезную ставку на инновационно-технологическое развитие. Во-первых, Россия, являясь приемником СССР, имеет опыт переноса на окраины страны институтов фундаментальной науки, образования и промышленности. Во-вторых, способствуя такому переносу и активно участвуя в этом перераспределении системных областей ноосферы, Республика Бурятия максимально выполняет свою Миссию. Она выходит на принципиально иные перспективы развития и начинает позиционировать себя на Востоке России и в Азии в целом как перспективная площадка инновационных проектов ХХI века и III тысячелетия. Это означает повсеместное, тотальное внедрение новых технологий не только и не столько в промышленность, сколько в организацию жизнедеятельности в суровых климатических условиях на территории, имеющей слабую инфраструктурную связанность.

Тогда и только тогда основным смыслом эколого-технологического развития становится использование природного потенциала и этнокультурного наследия Бурятии. Ведь в наступившем XXI веке важнейшее значение начинают иметь условия жизни и деятельности человека, а также способы его физического восстановления, личностного и профессионального роста.

Делая ставку на подобное активное использование экологического и культурного потенциала, можно предположить, с учетом основных мировых тенденций и прогнозов развития, что именно он обладает максимальной мощностью для переорганизации инфраструктур не только на территории Бурятии, но всего Байкальского макрорегиона. Причем за счет социально-экономического акцента использования своей уникальности в XXI веке Бурятия приобретает черты нового позиционирования, что, в свою очередь, позволит перестроить на региональном уровне систему экономических связей и приступить к реальному осуществлению кластерной политики.

 Согласно Стратегии Республики Бурятия Улан-Удэ может претендовать на роль центра приграничного сотрудничества (логистика и информационно-консультативное обеспечение различных субъектов приграничного партнерства). Опорными точками на территории Бурятии становятся города Улан-Удэ, Кяхта и Наушки.

Важным фактором успешной реализации данного сценария является не только кооперация в рамках Байкальского макрорегиона (куда, в этом смысле, включается и Монголия), но и проведение последовательной инновационной политики. Последняя должна быть направлена на привлечение: высококвалифицированных кадров и их целевую подготовку (как на территории Бурятии, так и в других регионах); современных технологий в области транспорта, энергосбережения и малой энергетики, а также экологически ориентированного жилищного и промышленного строительства.

В частности, необходимо выявить перспективные разработки, существующие на сегодняшний день в виде идей и проектов, для чего нужно провести дополнительный анализ рынков инновационной продукции и мониторинг передовых разработок, связанных с эколого-технологическим развитием.

Предлагаемый сценарий, безусловно, учитывает экологический фактор, в том числе «фактор Байкала». С одной стороны, речь идет о программе развития туристско-рекреационного потенциала Бурятии. С другой, экологические требования становятся рамочными для всех остальных приоритетных проектов и существенно влияют на их практическую реализацию. Развитие туризма в данном случае необходимо связать не только с созданием туристско-рекреационной ОЭЗ, но с использованием всей экологической и национально-культурной уникальности Республики для роста ее региональной конкурентоспособности.

Фактически, в рамках реализации данного сценария речь идет о широком внедрении социальных инноваций, учитывающих экологические и этнокультурные особенности территорий Республики и города.

Уже в среднесрочной перспективе реализация настоящего сценария приведет к улучшению в области бюджетной обеспеченности, выправлению территориального дисбаланса и оптимизации социального развития, в том числе улучшению жилищных условий и доступности социальных услуг. Все это положительно скажется на продолжительности жизни населения (снижение уровня социальных заболеваний, снижение смертности и т.д.).

Сценарий предусматривает достаточно высокие темпы улучшения качества городской среды в Улан-Удэ. Ставка на системное внедрение социальных инноваций в промышленность и жилищное хозяйство позволяют существенно улучшить показатели качества жизни.

В экономике города в ходе реализации данного сценария будет расширяться сфера услуг.

Темпы роста экономики г. Улан-Удэ (оптимальный сценарий).

 

Ожидаются равномерные темпы экономического роста и поступательное движение, приводящее к росту межрегиональной конкурентоспособности на горизонте 2023–2025 годов. Очевидно, что на начальном этапе мероприятия и проекты, связанные с реализацией этого сценария, потребуют существенных финансовых ресурсов, то немедленного роста экономики ожидать не следует.

За неделю эту страницу загрузили 2 раза.
За последние сутки эту страницу загрузили 1 раз.
Увидели ошибку?
Выделите слово или предложение, содержащее ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
© Web-разработка и техническое сопровождение: Управление информатизации и информационных ресурсов Администрации г.Улан-Удэ
Оптимальное разрешение для просмотра не менее 1280x1024.
Рекомендуется использовать браузеры Microsoft IE 7.0+, Mozilla Firefox 3.0+, Opera 9.0+, Google Chrome, Safari 3+.
Бесплатные средства просмотра документов: Word, Excel
Группа редакторов текущего раздела:
Комитет экономического развития и туризма
Отдел планирования и прогнозирования СЭР