X Страница загружается...

Подождите
Улан-Удэ.рф Официальный сайт органов местного самоуправления Улан-Удэ.рф Интернет-приемная Карта сайта RSS-лента

У нас сейчас:

23:10

-27..-29 °C

Механизмы реализации стратегии

Дата последнего изменения: 16 Декабря 2015 г.

В средне- и долгосрочной стратегической перспективе (10-20 лет) планы социально-экономического развития не могут содержать программ, подменяющих рыночное регулирование экономики. Задачей городской администрации при реализации стратегии является реализация системы мер по воздействию на субъекты экономической и социально-культурной деятельности путем формирования благоприятного экономического климата (налоговая политика, политика в области подготовки трудовых ресурсов, политика в сфере управления недвижимостью и т. д.) и социально-культурной среды (культурная политика, социальная политика, образовательная политика, поддержка общественных инициатив и т. д.).

Низкая инвестиционная привлекательность Республики Бурятия и города Улан-Удэ является серьезным препятствием для реализации стратегических приоритетов. По этой причине администрация города испытывает и будет испытывать (даже в среднесрочной перспективе) дефицит инвестиционных ресурсов для запуска наиболее перспективных проектов и программ, которые в своем большинстве оказываются достаточно капиталоемкими. При этом, в городе слабо развиты механизмы муниципально-частного партнерства (МЧП), которые являются основой решения многих городских проблем и достижения стратегических целей.

По мнению предпринимателей города, основными препятствующими условиями являются: административные барьеры, отсутствие благоприятной экономической ситуации, слаборазвитая инфраструктура города. Среди наиболее востребованных направлений для инвестирования можно выделить: туризм, строительство, производство продуктов питания, включая систему общественного питания. Несмотря на относительно высокую безработицу в городе Улан-Удэ, многие предприниматели испытывают дефицит в высококвалифицированных кадрах.

 Создание механизмов муниципально-частного партнерства

Для администрации Улан-Удэ, исходя из стратегических приоритетов, целесообразно сосредоточиться на создании различных механизмов МЧП в:

  • инновационной сфере (с акцентом на подготовку кадров и разработку образовательных программ – в непосредственной связи с внедренческими фирмами);
  • жилищной сфере и в деле улучшения городской среды (особенно в историческом центре и новых районах комплексной застройки)

В республиканском и городском инвестиционном законодательстве целесообразно, во-первых, определить права и обязанности всех участников инвестиционной деятельности, как инвесторов, так и муниципальных органов. Такие нормы должны быть четко взаимосвязаны – каждому праву инвестора отвечает соответствующая обязанность государственного органа, и наоборот. Налоговые льготы должны быть четкими по срокам и зависеть от срока окупаемости инвестиционного проекта. При этом в обязательном порядке гарантируется сохранение названных в законе норм и их «неухудшение» для уже реализуемых проектов в будущем при возможном изменении законодательства.

Во-вторых, надо создать под эгидой городской администрации ряд коммуникационных площадок (постоянные и временные экспертные советы и т.д.), для обсуждения актуальных (но не оперативных) проблем развития города. Ряд из них, показавших свою эффективность в принятии решений, путем выделения грантов или кредитов имеет смысл превратить в консалтинговые группы. Надо активно привлекать научный потенциал исследовательских центров и вузов, не только расположенных в Улан-Удэ, но и в других городах (Томске, Омске, Новосибирске, Москве), а также за рубежом.

В-третьих, администрации города надо добиться включения проектов и программ Улан-Удэ в механизмы финансирования ОЭЗ туристско-рекреационного типа, а также решить вопрос создания в городе технико-внедренческой ОЭЗ под проект «Солнечный кремний».

Помимо развития институтов МЧП необходимо использовать, заручившись поддержкой правительства Республики Бурятия, также программы федерального уровня. Так, надо учитывать, что в текущем 2007 году будет принята новая федеральная Программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья, где особое внимание уделено развитию городов. Правительством РФ готовиться «Жилищная стратегия России», в рамках которой будут действовать механизмы поддержки комплексной застройки в городах страны.

Реорганизация муниципального управления под цели развития города

Одной из важнейших мер, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие города в стратегической перспективе, является изменение системы управления или способов принятия управленческих решений. Последнее вызвано, по крайней мере, двумя факторами:

1.     Необходимостью долгосрочного прогнозирования и стратегического планирования;

2.     Необходимостью координации решений на городском и региональном уровнях власти еще на этапе выработки решений.

Это диктует необходимость создания структуры (института), которая объединяла бы две эти функции. Подобным институтом может стать Агентство регионального развития. В структуре управления городом должно появиться подразделение, основной задачей которого могло бы стать стратегическое развитие. Администрация, совместно с бизнес-сообществами, выступает соучредителем Агентства, так как его деятельность должна быть сориентирована на самоокупаемость персонала и организационно-методическое обеспечение планов и проектов, обеспечивающих социально-экономическое развитие города.

В среднесрочной перспективе основными его функциями могут быть:

  • Привлечение к работе и согласование интересов всех субъектов, заинтересованных в стратегическом развитии города.
  • Консультационно-методическая и информационная помощь в организации горизонтальной (межрегиональной) и вертикальной коммуникации.
  • Экспертиза инвестиционных и социальных проектов и программ.

Кроме того, актуальным является изменение механизмов управления бюджетным процессом и всем коммунальным хозяйством города. Для чего необходима разработка программы реформирования, основанной на принципах программно-целевого финансирования, и развитии конкурентного рынка услуг в сфере коммунального хозяйства.

В качестве основных элементов системы «бюджета ориентированного на результат», требующих внедрения в муниципальное управление с целью его оптимизации, можно назвать следующие:

  • Формирование бюджета «снизу-вверх/сверху-вниз» – расходы изначально планируются исходя из прогнозного объема доходов, а структура расходов бюджета задается политическим руководством исходя из приоритетов. В этом случае бюджет становится инструментом управления и достижения стратегических целей.
  • Среднесрочное бюджетное планирование – доходы и расходы бюджета планируются на 3 года вперед; для распорядителей устанавливаются предельные объемы бюджетных ассигнований на среднесрочную перспективу. Среднесрочное планирование должно расширить горизонт управления бюджетными средствами, позволить решать проблемы, выходящие за рамки одного года.
  • Программный способ составления бюджета – деятельность распорядителей бюджетных средств организуется через ведомственные программы, увязывающие объемы финансирования с целями и результатами, которые должны за счет этих средств быть достигнуты; ведомственные программы составляются в разрезе муниципальных услуг и отражают эффективность оказания последних. Программный бюджет закладывает основу для объективной оценки деятельности исполнительных органов города, позволяет оценивать эффективность оказания бюджетных услуг.
  • Расширение свободы бюджетополучателей по управлению издержками – распорядители и получатели бюджетных средств самостоятельно определяют структуру своих издержек; действует упрощенный порядок осуществления передвижек по статьям. Предоставление большего маневра получателям по определению состава и структуры своих расходов раскрывает возможности для изменения существующих технологий оказания бюджетных услуг с целью повышения их эффективности.
  • Механизм планирования деятельности «от целей к задачам и мероприятиям» – цели муниципального образования и исполнительного органа формируют набор тактических задач, с помощью которых должны быть достигнуты цели. На основе тактических задач составляются ведомственные программы, исполняемые посредством ряда мероприятий и действий. Тем самым, аналогично распределению бюджетных ресурсов, планирование деятельности исполнительных органов также происходит «сверху-вниз». Данный подход позволяет увязать стратегии различных департаментов и действия внутри самих департаментов.
  • Контрактация руководителей исполнительных органов – показатели деятельности исполнительного органа включаются в контракт руководителя, вводятся санкции и мотивационные механизмы за неисполнение контракта. Такая мера существенно повышает ответственность руководителей и их заинтересованность в достижении конкретных результатов.
За неделю эту страницу загрузили 1 раз.
За последние сутки эту страницу загрузили 1 раз.
Увидели ошибку?
Выделите слово или предложение, содержащее ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
© Web-разработка и техническое сопровождение: Управление информатизации и информационных ресурсов Администрации г.Улан-Удэ
Оптимальное разрешение для просмотра не менее 1280x1024.
Рекомендуется использовать браузеры Microsoft IE 7.0+, Mozilla Firefox 3.0+, Opera 9.0+, Google Chrome, Safari 3+.
Бесплатные средства просмотра документов: Word, Excel
Группа редакторов текущего раздела:
Комитет экономического развития и туризма
Отдел планирования и прогнозирования СЭР